Рисуем в Томске

Художник Наталья Антипьева

Использование акварельных техник и приемов в изобразительной деятельности дошкольников

Анциферова Ия Юрьевна, педагог дополнительного образования МАДОУ «Детский сад «Малышок» с. Александровское Александровского района

Художники, осваивая выразительные возможности акварели, ведут нешуточную борьбу с ее строптивостью и своенравностью. Акварель не каждому открывает тайны постижения материала. Всех покоряет широкий диапазон ее свойств: подвижность и неповторимость результата, возможность импровизации, звучность акварельного цвета на белой поверхности бумаги, его градации — от тонких, легких и прозрачных — до насыщенных оттенков.

Как же научить работать акварелью детей дошкольного возраста, чтобы ребёнок наслаждался процессом и остался доволен результатом своей работы, чтобы среди разнообразных материалов для творчества ребёнок сам выбирал акварель?

Главное место на занятиях с маленькими детьми живописью занимает гуашь, и это, действительно, оправдано, т. к. этот материал чаще всего даёт ребёнку ожидаемый эффект. Настоящая же техника работы с акварелью требует более серьёзной подготовки и профессионального подхода.

Детям нелегко объяснить, что уникальность акварельной живописи в её прозрачности и воздушности. В том, что она может полностью обходиться без белил, их заменяет белый цвет бумаги, который просвечивает сквозь прозрачные краски. Отсюда и сложность этой техники — в отличие от гуаши акварель практически не терпит переделок. Неудачно написанное место новым перекрытием можно только затемнить, но сделать более светлым уже нельзя. Обычно переделки в работе с акварелью дают грязь.

 Чему мы должны научить детей в работе с акварелью прежде всего?

  1. Аккуратно смачивать и разбавлять акварель чистой водой, спуская каплю с кисточки в кюветку с краской – «разбудить спящие краски».
  2. Тщательно промывать кисть при выборе другого цвета.
  3. Насыщать кисть водой и краской.
  4. Добиваться насышенного или более светлого оттенка с помощью добавления разного количества воды.
  5. Как сделать цвет темнее?
  6. Как получить нужный цвет при смешивании красок на палитре или при наложении их друг на друга прямо на рисунке?

Всё это не так-то легко освоить маленькому творцу.

Рассмотрим наиболее популярные техники в работе с дошкольниками.

С детьми среднего возраста можно начинать с техники «акварель по-сырому». или «по-мокрому» («английская» акварель). Суть этого приема заключается в том, что краска наносится на предварительно смоченный водой лист. Степень его влажности зависит от творческого замысла художника, но обычно начинают работать после того, как вода несколько впитается в лист. В зависимости от того, насколько наполнена водой кисть, принято условно различать такие способы работы, как «мокрым по-мокрому» и «сухим по-мокрому».

Маленькие дети знакомятся с акварельными красками, акварельной бумагой, с их особенностями. С интересом рассматривают и гладят пальчиками необычную зернистую поверхность бумаги, хотя некоторые дети вначале предпочитают рисовать на гладкой её стороне. А то, как краска растекается по мокрому листу, да ещё, если при этом сливаются разные цвета друг с другом, давая сказочный переход в другой цвет, пленяет и восхищает маленьких детей!

После того, как ребенок попробует хотя бы раз писать по сырому листу, он, как правило, перестает бояться других технических приемов. Кроме этого, дети видят, что акварель очень «дружит» с водой. Эта техника показывает большую разницу с работой гуашью, куда обычно воду не добавляют.

«Осенний ветер»

В технике «акварель по сырому» с маленькими детьми интересно рисовать осеннюю погоду, цветы, новогодние огни, салют.

«Волшебные цветы»

Здесь немного подробнее о применении этой техники непосредственно на занятии с детьми.

Можно с ними пробовать готовить фон — основу для будущей работы. Маленькие дети с настороженным любопытством затем рисуют по своему высохшему фону.

С какими же секретами рисования акварелью по мокрому листу необходимо познакомить детей?

Самое главное в этой технике – правильно смочить лист водой. Сухой лист не позволит краске красиво растекаться. Если же воды слишком много, краска бесконтрольно растечется по всему листу или соберётся в «лужу» на листе, тогда рисунок может не получится.

Важно до начала работы закрепить лист на столе с помощью бумажного скотча, что не позволит листу сворачиваться под действием воды. Также, чтобы избежать деформации акварельной бумаги при намокании можно использовать другой способ – сначала смочить лист с изнаночной стороны, перевернуть его на стол (он, практически «приклеится» к столу), затем смочить лицевую сторону листа. Смачивать его можно с помощью толстой мягкой кисточки или небольшой губки. При этом нельзя делать нажим на губку, чтобы не повредить верхний слой акварельной бумаги. Убедившись, что лист смочен достаточно и равномерно, нужно сразу приступать к творческому процессу приготовленными акварельными красками. Если же на листе скопилась «лужица» воды, её можно убрать сухой кистью или отжатой губкой. Важно отметить, что творить на мокрой бумаге нужно довольно быстро, пока лист не высох. Для того, чтобы получились живописные разводы с красивыми цветовыми переходами важно объяснить детям, что не желательно смешивать более двух-трёх цветов. Можно продумать рисунок заранее, можно рисовать по образцу, а можно погрузиться в процесс и наносить пятна и мазки по наитию, позволить руке с кисточкой «танцевать» на листе. Желательно такие занятия проводить под музыку.

Для работы в данной технике от ребенка требуется проявление решительности, экспериментаторских качеств, а также способностей к целостному видению картины. Спрогнозировать результаты работы, здесь почти невозможно, т. к. ребенок вполне может перестроить свой первоначальный замысел в зависимости оттого, что у него будет получаться в ходе работы. Такая способность ребенка развивает его мобильность, динамику построения изображения, фантазию и мышление в целом.

Ещё одна из самых распространённых техник в дошкольных учреждениях — акварель в сочетании с восковыми мелками или масляной пастелью. Волшебство этой техники в том, что акварель скатывается с воска и, нарисованный мелками рисунок, проявится, не закрасится акварельными красками. Сначала на белом листе делают рисунок мелком / масляной пастелью, затем изображение заливается акварелью, хорошо разбавленной водой, с помощью широкой кисти – фон. Здесь важно научить детей делать хороший нажим на восковой мелок, а кистью, наоборот, рисовать без нажима, лёгкими движениями без повторений. Очень удачно получается создавать контур – границу между заливками акварелью. В этой технике можно изображать что угодно, возможности безграничны, хватило бы фантазии...

Похожая техника – рисование свечным воском и акварелью, так называемые рисунки – невидимки. Излюбленные темы в этой технике – зимние пейзажи, снежинки, льдинки, деревья в инее и т. д. Очень интересный эффект получается, если нарисовать свечкой по влажному листу, а затем наносить акварель. Например, дождик и радуга. Здесь тоже очень важен нажим на кусочек воска, чтобы добиться хорошего эффекта.

Выразительные возможности различных акварельных техник способствуют решению изобразительных задач дошкольника, раскрытию содержания задуманного образа доступными ему средствами.

Знакомя дошкольников с той или иной изобразительной техникой, мы решаем очень важные задачи: расширяем представления у детей о художественной выразительности разных техник; формируем изобразительные умения и навыки; создаём условия для формирования у дошкольников творческой активности, способности к альтернативным решениям при создании образа.

Фрагмент занятия с применением пластиковых карт «Солнышко в берёзках»

Когда дошкольник, осваивая акварельные техники, будет видеть разные способы их применения, различные варианты ее комбинации с другими материалами, он сможет накопить определенный изобразительный опыт. И чем разнообразнее будет опыт у детей в дошкольном возрасте, тем богаче в содержательном плане будут их работы на последующих возрастных этапах.

И.Ю. Анциферова. Использование акварельных техник и приемов в изобразительной деятельности дошкольников

Обновлено: 07.06.2021 — 09:49

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

http://izo-natalka.ru/ © 2018 | Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных