Семенчук Светлана Николаевна, педагог дополнительного образования МБДОУ № 4 «Монтессори» г. Томска
Духовно-нравственное воспитание является основой для становления личности ребенка и включает в себя любовь к людям, к своей семье, к своей Родине, гордость за свою страну, уважение к ее прошлому, родному языку и традициям.
В наши дни подрастающее поколение получает много противоречивой информации об истории нашей страны, культурных традициях русского народа, ценностных установках и нравах. Современный ребенок растет в условиях, когда духовно-нравственное воспитание отодвинуто на второй план. Поэтому проблему современного общества мы видим в утрате духовных ценностей, нарушении преемственности поколений. Возрождение духовности мы предлагаем начать с приглашения каждого ребенка в проектную деятельность, которая выстраивается в течение учебного года по принципу цикличности и задает ритмичные и календарные ориентиры.
С этой точки зрения дошкольное учреждение выступает носителем образовательных и культурных ценностей, задавая и обеспечивая совместный творческий процесс с детьми и семьями, создавая детско-взрослое сообщество, ориентированное на освоение лучших традиций нашего народа и осознание истории родной страны.
Занимаясь с дошкольниками изобразительным и декоративно-прикладным творчеством, я заметила, что образовательный проекты, в разработке которых сами дети принимают активное участие, становятся ресурсом для становления личностных качеств как дошкольников, так и взрослых, вовлеченных в процесс: родителей и педагогов, а совместные занятия позволяют настраивать доброжелательные и уважительные отношения в коллективе.
Таким образом, актуальность данного проекта состоит в организации таких условий, в которых каждый участник может найти смысл в творческой деятельности, в отношениях внутри разновозрастного коллектива, почувствовать поддержку близкого человека во время концерта или мастер-класса, получить помощь опытного участника для реализации своего замысла.
Цель проекта — поддержка духовно-нравственных ценностей как необходимая часть сохранения и возрождения современного общества через воспитание подрастающего поколения.
Дошкольный возраст – время становления личности человека и веры в свои внутренние силы, а также в уважение и справедливость окружающего мира. Принимая участие в проекте, родители могут передать семейные ценности и традиции в надежные руки своего ребенка, ответить на интересующие его вопросы про то, что было «когда я не родился», таким образом, восстанавливая ценную информацию, питающую корни рода.
Проект «Добрые сказки» состоит из четырех частей и представляет собой календарное планирование в соответствии с временами года. Внутри каждого цикла у участников есть возможность проявить свою инициативу и реализовать интерес, опираясь на помощь сверстников, педагога и родителей. Цикл состоит их таких частей:
- Сказки
- Рождество Христово
- Славянская письменность. Сказки о буквах
- Колесо Истории
Первая часть «Сказки» представляет собой введение детей в сказочный жанр, потому осенние вечера — благоприятное время для рассказывания историй и воспоминаний о красивом и теплом лете. Слушая сказки педагога и иллюстрируя их, дети приобретают уникальный опыт сочинительства, и понемногу начинают придумывать и записывать собственные произведения.
Вторая часть «Рождество Христово» знакомит дошкольников с историей рождения Иисуса Христа. Надо сказать, что эта история очень воодушевляет детей на придумывание своего рассказа и, даже, продолжение истории, дети глубоко погружаются в атмосферу праздника и проникаются содержанием услышанного, передавая на мастерских свое отношение к празднику.
Третья часть «Славянская письменность. Сказки о буквах» — логичное продолжение знакомства с письменностью и желание научиться читать и выражать свои мысли на бумаге. Этот этап проекта становится запуском письменной речи дошкольников, позволяет углубиться в прошлое и сделать его своим сегодняшним настоящим. На каждом занятии рождаются сказочные сюжеты о буквах, о себе, о героях и их победах.
Четвертая, заключительная, часть цикла называется «Колесо Истории» и важна тем, что позволяет организовать летний оздоровительный период интересным и содержательным. На этом этапе проекта дети видят сказку не только напечатанной в книге, но «живой», проигранной ими самими. Это позволяет приобрести опыт драматизации, создания атрибутов, наполняет жизнь детей содержанием и развивает воображение через игровую и творческую деятельность.