http://izo-natalka.ru/

Школа живописных и графических техник

Использование различных графических материалов в рисовании с детьми старшего дошкольного возраста

Федорова Алена Владимировна, педагог дополнительного образования МАДОУ № 11 г. Томска

 

“Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”

В.А. Сухомлинский

Изобразительная деятельность это одна из любимых деятельностей детей дошкольного возраста. Занятия по изобразительной деятельности являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.

Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. Через рисунок ребенок может отразить свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вначале это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок и т. д.), познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира. Дети в процессе творчества делают множество открытий и порой создают интересные, оригинальные продукты в виде рисунка, пластического образа, конструкции, формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремленности в работе, умении довести ее до конца.

У детей формируется эстетическое отношение к предметам, животным, природе и их художественным изображениям. Формируются эстетические чувства передачей художественного образа различными художественными материалами и техниками рисования. У дошкольников развивается фантазия и творчество при выборе содержания и способов изображения разными художественными техниками.

Развитие изобразительных умений ребенка средствами графических техник, позволяет изыскивать средства для своевременного развития познавательной, эмоциональной и волевой сферы ребенка. Занятия по рисованию в графической технике способствуют развитию специальных технических умений у детей старшего дошкольного возраста.

Поэтому обучение детей изобразительной деятельности посредством  различными графическими материалами и техниками  оказывает благотворное влияние на развитие личности, ее творческого потенциала, художественных способностей, повышают у дошкольников интерес к изобразительной деятельности и стимулируют самостоятельные формы ее проявления.

Тем не менее, проблема использования разнообразных графических материалов и техник в развитии изобразительных умения детей старшего дошкольного возраста в теории и практике дошкольного воспитания рассматривается мало.

Актуальность:

Эта проблема актуальна, так как именно освоение графических средств составляет значительную часть методики развития изобразительного творчества детей. Это необходимо для дальнейшего совершенствования ручной умелости, навыков ребенка и создания условий для свободного перенесения их из одного процесса в другой.

Обучение детей в процессе их знакомства с различными графическими материалами и техниками позволяет им в более широком смысле осознавать разнообразие видов деятельности в области графики.

Графическая деятельность по своей специфичности и лаконичности художественных материалов получает развитие в различных видах изобразительного искусства.

Детям очень нравится рисовать, но судя по продуктам деятельности детей, можно сказать, что уровень развития изобразительных умений и навыков недостаточный, обучению детей технике рисования уделяется мало внимания. Детям трудно дается регулировать силу нажима на карандаш. Движения их руки скованы. Линии слабые, грубые, прерывистые. Форму дети передают с небольшими искажениями. Большинство детей не умеют владеть правильно техникой работы с графическими материалами.

Цель: освоить с детьми технику рисования графическими материалами.

Задачи:

  1. Обогащать эмоционально — интеллектуальный опыт детей, который будет служить основой, для развития замысла детей.
  2. Побуждать детей к созданию относительно неповторимых, оригинальных замыслов.
  3. Развивать художественный опыт детей средствами графических материалов: сангина, художественный уголь, мел, цветные карандаши, восковые карандаши, пастель, фломастеры, маркеры, акварель и способами работы с ними.
  4. Развивать самостоятельность, активность, инициативу детей, в выборе графических материалов и способов рисования ими, при создании выразительного образа в рисунках.

Система обучения в детском саду предусматривает обучение детей рисованию карандашом и кистью. Однако в практике часто отдается предпочтение то одному, то другому материалу. Этого допускать нельзя. Детям доступна техника работы и карандашом, и кистью; овладение тем и другим инструментом позволит им решать различные изобразительные задачи.

Карандаш дает возможность четко передавать в рисунке форму изображаемого предмета. Совместная отработка техники рисования карандашами и красками способствует тому, что дети начинают и при рисование краской более четко передавать форму предмета, рисуя быстро и уверенно. Овладение карандашной техникой необходимо, контурный линейный рисунок является основой изображения.

Для того, чтобы обогатить детские рисунки, сделать их более интересными и выразительными, кроме известных детям карандаша и кисти, я познакомила дошкольников с новыми для них графическими материалами и способами работы с ними.

При формировании технических навыков рисования были использованы способы подражания, показа двигательного образца, проведение упражнений для отработки движения руки и регуляции нажима, слово педагога, повторение детьми инструкции и правил.

Дети познакомились с разнообразными графическими материалами: сангина, уголь, мел, пастель, соус.

К изобразительным средствам в рисовании графическими материалами относятся следующие:

Точка. Получают точку прикосновением острия карандаша, кисти, мела к изобразительной плоскости или путём пересечения штрихов и линий. В рисунке точка участвует в изображении светотени и линейном построении формы в качестве опоры, поэтому такую точку называют опорной.

Штрих - это черта, короткая линия. В рисовании штрихами пользуются значительно чаще, чем точкой. Ими отмечают размеры, контуры предмета, светлоту поверхностей и объемность его форм. Штрихи вместе с точками, заменяя однообразно ровную линию контура, делают её динамичной, а форму — живой и связанной с окружающей средой. Штрихи, как и точки, бывают опорными, например, при делении на части, при откладывании размеров.

При помощи штриха можно рассказать о характере предмета о свойствах материала. Передать не только легкость воздушность, мягкость, плавность, нежность, но и тяжесть, мрачность, резкость, остроту, агрессивность, и самое главное — это раскрыть образ героя, его отношение к окружающему.

Линия - это след более протяжный. Это один из самых главных и наиболее выразительных элементов рисунка. Линия может утолщаться, утончаться, усиливаться, ослабевать до полного исчезновения. Если нажать сильно, линия получится яркой, но не длинной, если слегка — линия станет тоненькой. Но самое интересное, когда нажимаешь по- разному, ведя одну линию, а руку от листа не отрываешь — линия получается словно живая. Линии бывают колючими, острыми, плавными.

Штриховка - прием нанесения тона с помощью штрихов, направление которых (вертикальное, горизонтальное и наклонное) определяется движением поверхности изображаемого предмета, её структурой, формами и размерами.

Направление штрихов служит активным элементом изображения: оно может зрительно изменить размеры и форму.

Тон — передача в рисунке светотеневых отношений на предмете посредством штриховки, тушевки и окраски. Поверхность каждого предмета обладает своим тоном или видимой светлотой.

Тушевка —  прием нанесения тона с помощью слитных штрихов, выполняется боковой поверхностью графитного карандаша.

После ознакомления детей со средствами рисунка: линией, штрихом, пятном, тоном, когда они почувствует, что рука с карандашом уверенно двигается по плоскости листа, нужно сделать второй шаг — перейти к созданию художественного образа.

Для формирования навыка работы с простыми и цветными карандашами использовались различные графические упражнения: «Заштрихуй», «Непрерывная линия», «Волнистая линия», «Короткие и длинные штрихи», «Тональная штриховка», «Спирали», «Обведи и растушуй».

Для того, чтобы дети могли замыслить образ мы читали стихи, рассказы, сказки, загадывали загадки, рассматривали с ними картины художников – анималистов, иллюстрации к художественным произведениям, пейзажи, натюрморты, портреты.

Ю. Филиппова

Три приятеля больших – точка, линия и штрих

Дорогие мои дети,

Много есть чудес на свете.

Смело их рисуют люди:

Это яблоко на блюде,

Дом, забор, собака, миска,

Вертолет, корабль и киска,

Сковородка, стол, вагон,

Дерево, магнитофон.

Только кто же их создал,

а точней нарисовал?

Три приятеля больших —

Точка, линия и штрих!

Штрих – от линии кусочек,

Точка – маленький кружочек,

Ну, а линия большая,

И прямая, и кривая,

Может в шарик превращаться

И в зигзаги изгибаться,

Может сеточки плести,

Ведь она всегда в пути

По секрету всему свету

Я хочу совет вам дать.

Подружиться с ними можно

Научившись рисовать!

Точкой, линией, штрихом

Можно буквы написать

И зверей изображать –

Что хотите рисовать.

Только помните, друзья,

Рисовать старательно –

Это обязательно!

Вот!!!

       На начальном этапе знакомства с графическими материалами дети с интересом рассматривали картины, выполненные графическими материалами: сангиной, древесным углем, соусом, мелом, пастелью. У них возникло желание попробовать самостоятельно порисовать графическими материалами.

Детям были предложены разные темы рисунков: «Мое любимое животное», «Фрукты и овощи», «Пейзаж», «Портрет» и разнообразные графические материалы, с которыми они были познакомлены.

Ребята с удовольствием рисуют со всеми, уже известными им материалами. Комбинируют их в своей работе, продолжая совершенствовать навык в работе с ними.

Использование разнообразных графических материалов и техник, упражнений позволили систематично и последовательно развивать у детей не только общие художественно-творческие способности, но и специальные художественные умения, что делало рисунки детей разнообразнее и качественнее. Занятия рисованием в детском саду способствует всестороннему воспитанию детей.  Они служат улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей. Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. В процессе рисования развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму.

Планирую и дальше знакомить детей с графическими материалами. Следующий графический материал, с которым познакомятся дети тушь и перо.

Приложение

Графические материалы в рисовании детей дошкольного возраста

Основными материалами рисунка считаются карандаш, уголь, сангина и тушь.

Дошкольникам рекомендуется в первую очередь познакомиться с техникой рисунка карандашом, позволяющей наиболее полно решать учебные задачи. Карандаш очень популярен у дошкольников. В руки детей попадает раньше, чем кисточка с краской. Это первый, экспериментальный изобразительный инструмент, с помощью которого ребенок сначала пытается понять возможности рисования, а затем учится вкладывать в рисунок какой-то смысл, содержания и в этом процессе немаловажна разновидность карандашей. Наиболее часто применим графитный карандаш.

В зависимости от состава красящего вещества карандаши делятся на графитные, итальянские, цветные, акварельные, имеются и другие виды.

Для рисования применяют графитовый карандаш преимущественно граненой формы, средней мягкости – М и 2М. Графитные карандаши удобны в работе. Ими можно проводить линии и штрихи, а также постепенно покрывать тоном поверхность бумаги. При определенном нажиме графит дает штрих различной толщины и светлоты. Частицы графита хорошо удерживаются на бумаге, легко стираются резинкой и не требуют специального закрепления, если карандаш не очень мягкий.

Острием графита рисуют тонкие линии и штрихи, а его боковой частью проводят более толстые линии и выполняют тушёвку. Готовя карандаш к работе, острым ножом стачивают деревянную оправу на 25 – 30 мм и обнажают графит на 8 – 10 мм, заостряя его конец, чтобы он покалывал как иголочка. В процессе работы карандаш держат за середину оправы и время от времени повертывают в руке, чтобы рисовать острой частью графита. Притупившийся графит вновь заостряют ножом или наждачной бумагой.

Правильная заточка и длинная оправа позволяют на разных этапах работы держать карандаш то тремя пальцами, то всей кистью руки, чтобы извлечь все заложенные в нем изобразительные возможности.

Работать карандашом удобно и просто. Рисунки, выполненные карандашом, хорошо сохраняются. Эти качества ставят карандаш на первое место среди других материалов, как наиболее подходящий для начинающих рисовать.

Цветными карандашами также можно достичь разнообразных графических или живописных эффектов, особенно это касается акварельных карандашей, которые можно размывать водой. Наиболее распространенными, используемыми для рисования в детском саду являются цветные карандаши. Количество карандашей в наборе может быть различным: 6, 12, 24 и более. В разных возрастных группах следует давать детям разные наборы.

Карандаши должны быть всегда хорошо отточены (об этом необходимо заботиться накануне занятия).

Цветные карандаши имеют толстые стержни, в состав которых входят жировые частицы. При сильном нажиме стержни сильно крошатся и ломаются, жирный, блестящий след их прочно соединяется с бумагой, поэтому плохо удаляется резинкой и слабо воспринимает повторную прокладку другим цветом. Следовательно, деревянную оправу цветных карандашей надо стачивать на меньшую длину, чем у простых, и слабо нажимать на оправу.

Угольный карандаш «ретушь» выглядит, как обыкновенный черный (цветной) карандаш. Он позволяет получить более широкую линию

матового бархатистого черного цвета. Угольный карандаш хрупок, поэтому нужно учить детей рисовать им легко, без сильного нажима.

Сангина — короткие палочки-карандаши, завернутые в бумажку. Они бывают разнообразных оттенков коричневого цвета. Благодаря мягкости этих материалов можно легко получить линии разной ширины (утолщение ствола, тонкость веток), действовать с ними свободнее, чем с обычными цветными карандашами, которые дают тонкую линию и требуют сильного нажима для получения более интенсивных штрихов. Представляется целесообразным введение этих материалов для рисования в старшей и подготовительной к школе группах, когда детьми уже должны быть освоены основные способы работы цветными карандашами и кистью.

Пастель — короткие палочки мягких тонов 24 и более цветов (в коробке). Пастель позволяет передавать мягкие переходы оттенков разных цветов. Но это очень хрупкий, сыпучий материал, требующий легкости и известной осторожности в работе, свободного владения своей рукой, умения регулировать рисовальные движения по силе. Поэтому пастель следует использовать лишь в подготовительной группе, когда дети освоят способы работы с цветными восковыми мелками, сангиной.

Для рисования хороши и фломастеры. Фломастеры дают яркий сочный цвет, рисовать им легко — стоит только прикоснуться к бумаге, как остается след. Держать фломастер надо так же, как карандаш, но рисовать им легче, и рисунок получается ярким.

Цветные восковые мелки — короткие восковые палочки 10 цветов в небольших картонных коробочках. Мелки рисуют мягко и дают широкую фактурную линию. Их можно использовать и для декоративных, и для сюжетных рисунков.

Использование в рисовании детей дошкольного возраста разнообразные изобразительные графические материалы обогатит детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, разнообразными, выразительными, повысит эстетическую сторону рисунка.

Использование различных графических материалов при рисовании с детьми старшего дошкольного возраста

Обновлено: 03.06.2021 — 13:53

5 комментариев

Оставить комментарий
  1. Наталья

    Очень подробно представлены в публикации возможности графических материалов и способы работы с ними детьми дошкольного возраста.Спасибо,Алёна Владимировна!С удовольствием на своих занятиях буду применять стихи Ю.Филипповой,вдохновляют!

    Исследуете ли вы с детьми такой графический материал,как соус?С помощью каких приёмов достигаете аккуратности в работах дошкольников с сангиной и углём?

  2. Спасибо. Да. Графический материал соус с детьми мы рассматривали, изучали, эксперементировали с ним. Само название и его значение"Соус", дети знают о другом соусе пищевом, их удивило. Соус Художественный — сухой мелок серого или землистого цвета, может также быть белым и чёрным. Его можно использовать как в жидком виде, так и «по-сухому». Все два варианта опробовали в работе. Соус для рисования в жидком виде мы с детьми готовили вместе: его истирают до порошка(например, канцелярским ножом) и разводят водой, на палитре разводили нужный оттенок по светлоте, рисуют кисточкой, широкой или тонкой. Этот материал очень удивил ребят, как и многие другие, о том что есть такие материалы они услышали и узнали впервые. И с удовольствием эксперементировали, рисовали новыми для них материалами. Есть один минус, дети не любят пачкать руки, пальцы. А все эти мягкие графические материалы оставляют следы на руках. Им это очень не понравилось, особенно детям средней, старшей группы. Подготовительной группы дети с большим интересом пробовали этим материалом творить, осознаней подходили к выбору задуманного шедевра и технике исполнения. Для растушовки нарисованных частей на рисунке использовали кусочек салфетки, специальную палочку, а сам мелок обворачивала строительным скотчем. Работы у всех получались необыкновенные, художественные, чем дети очень гордились.

    1. Алена. Можно исправить. Спасибо

  3. Татьяна Михайловна

    Алена Владимировна!Какой хороший путеводитель в мир графики для начинающих ! Спасибо вам за ваш опыт!

  4. Тунгускова Юлия. Из опыта работы Использование нетрадиционных техник рисования в коррекционно-развивающем обучении детей с речевыми нарушениями Личные методические разработки воспитателя — практика В пособии предлагаются конспекты занятий по изобразительной и художественной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Представлены разнообразные нетрадиционные способы и техники рисования, составлен перспективный план на год в соответствии с лексическими темами, даны методические рекомендации по проведению кружковой работы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

http://izo-natalka.ru/ © 2018 | Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных