Работа Павлухиной В.А. посвящена мастер-классам, как очной и дистанционной форме обучения в образовательном процессе. Автор акцентирует внимание на её эффективности и отличии от других форм и методов обучения. Свои обоснования доказывает на конкретных примерах из личного опыта работы. Сегодня применение современных форм обучения — требование времени. Особенно популярны мастер-классы, их организация и демонстрация по обмену опытом и обучению какому-либо мастерству. Данная публикация актуальна и будет полезна педагогам дополнительного образования, учителям ИЗО, учителям технологии. В результате творческой деятельности дети обогащают свой внутренний мир, развивают фантазию и воображение, творческий вкус, самодисциплину.
(Ливкевич Н.И., зам.директора по УВР ДЮЦ “Звездочка” г.Томска)
Мастер-класс – очная и дистанционная форма обучения в образовательном процессе
Цель: Изучить эффективность мастер-класса в образовательном процессе.
Задачи:
- Познакомить с понятием «мастер-класс» и его отличительными особенностями.
- Рассмотреть очную форму обучения в форме мастер-класса.
- Познакомить с понятием «дистанционное обучение».
- Проанализировать мастер-класс как дистанционную форму обучения, выявить преимущества и недостатки.
- Рассмотреть мастер-классы как дидактический материал для учебных занятий.
На современном этапе развития образования актуальным становится обобщение и распространение педагогического опыта.
Мастер-класс – именно та эффективная форма, которая позволяет педагогу распространять собственный опыт и при этом обучать интерактивно тех, кто желает улучшить свои знания и умения. Сразу стоит отметить, что это двусторонний процесс, а вот отношения «педагог- учащийся (слушатель)» не всегда являются обязательными. Отличие от других форм и методов обучения – непрерывный контакт, практически индивидуальный подход к каждому.
Мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству можно проводить как в очной форме, так и в дистанционной. Отличие таких форм обучения заключается в том, что очное проведение мастер-класса предполагает работу с группой, где необходим постоянный контакт с педагогом и другими учащимися, и оценивание результата происходит в конце занятия. А дистанционное обучение – самообучение, при котором общение с педагогом и учащимся практически отсутствует. Система оценивания осуществляется через электронную почту или иной вид пассивного общения.
Методика проведения очных мастер-классов всем знакома и не имеет каких-то строгих и единых форм. Во время обучения педагог показывает мастер-класс сам или демонстрирует его на экране с помощью фотоматериала, кратко объясняя каждый этап. Учащиеся последовательно выполняют поэтапно задания и достигают определённого результата. Эта работа в группах помогает детям освоить такое сложное явление, как социализация, избавить от страхов, тревожности и нерешительности.
Такие мастер-классы можно классифицировать:
- По составу аудитории (для учащихся, для педагогов, для тех и других).
- По месту проведения (кабинет, аудитория, зрительный зал).
- По охвату аудитории (разновозрастная, одновозрастная).
Классическая форма организации мастер- класса:
Теория – Практика – Рефлексия
Вывод: очная форма доступна каждому учащемуся, главное условие – личное присутствие на занятии. Творческая атмосфера благоприятно влияет на развитие ребёнка, учит его нестандартно и креативно мыслить, увлекаться новыми знаниями, создавать вещи своими руками.
Предлагаю немного подробнее изучить и познакомиться с дистанционной формой обучения. Дистанционное (от англ. distance – дистанция) или дистантное (от англ. distant – отдаленный) обучение – форма обучения, при которой все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности педагога и обучающихся.
Переводя на более доступный язык, дистанционное обучение является самостоятельной формой обучения с использованием информационных технологий как основного средства обучения.
В зависимости от способа коммуникации педагога и учащегося можно выделить три типа организации дистанционного обучения:
- Обучение в группе (предполагает активное взаимодействие всех участников данного процесса в режиме онлайн);
- Индивидуализированное (индивидуальное) обучение (педагог +учащийся+ образовательный ресурс);
- Самообучение (учащийся+ образовательный ресурс), при этом контакты с другими участниками и педагогом минимизированы.
Именно самообучение и личная заинтересованность самого учащегося подходит к моей форме дистанционного сопровождения занятий по общеразвивающей программе «Город мастеров». Это позволяет мне, как педагогу дополнительного образования, организовать и обеспечить обучение:
- для детей-инвалидов;
- для детей, имеющих временные ограничения возможностей здоровья и не имеющих возможности постоянно посещать занятия в связи с лечением на дневном стационаре, в санатории и т.п.;
- для индивидуального изучения отдельных тем с применением дистанционных технологий (разнообразие образовательного процесса обучения и применение современных форм обучения);
- для обучения одарённых детей, которые работают по индивидуальному плану;
- для детей, у которых нет возможности в данный момент посещать занятия по причине болезни, погодных явлений, введения карантина.
Дистанционное обучение – уникальное решение для параллельного обучения.
К основным особенностям относятся:
- атмосфера дистанционных занятий максимально приближена к очному обучению;
- единое информационное пространство — полноценное участие всех пользователей в учебном процессе;
- простое и удобное управление.
Для тех, кто работает по программам художественной направленности, наиболее популярной и наглядной формой данной технологии обучения являются мастер-классы. Просмотр записи мастер-класса позволяет делать паузы для лучшего понимания и усвоения материала, перематывать видеозапись и повторять необходимые этапы действия. Участники данного процесса смогут не просто повторить работу по образцу, благодаря чётким инструкциям педагога, но и проявить фантазию, почувствовать себя настоящим творцом.
Данное обучение не является обязательным, но, тем не менее, предполагает систему оценивания результата:
- через электронную почту, на которую высылается фото работы, по которому педагог даёт ей оценку;
- традиционная форма оценивания результата на занятиях, участие в выставках различного уровня;
- участие в конкурсах заочно.
При системном обучении формируются личностные результаты, информационная компетентность, УУД, чего не будет достигаться при эпизодическом обучении или обучении в рамках одного предмета.
Преимущества дистанционного сопровождения к занятиям
- Учащийся самостоятельно решает, когда он будет заниматься. Выбирает удобное для него время. Весь материал можно пересмотреть, вернуться, если это необходимо к нужному моменту.
- Учащийся может посещать занятия и дополнительно закреплять материал, практиковаться самостоятельно в домашних условиях по определённой теме.
- Возможность заниматься где угодно: дома, в другом городе, на даче у бабушки. Везде, где есть компьютер и интернет. Либо воспользоваться записью.
- Учащимся не придётся дополнительно тратить средства и покупать литературу по изучению той или иной технике рукоделия.
- И, пожалуй, самый главный плюс, о чём я уже говорила, не прерывать занятия из-за болезни (если учащийся желает изучить тему самостоятельно, и физическое состояние это позволяет).
Недостатки:
- учащийся ограничен в общении. Это можно рассматривать как минус, но, с другой стороны, это огромный плюс для саморазвития.
- Ребёнку понадобится самодисциплина. Ведь нет контроля со стороны педагога, всё зависит от желания самого ребёнка. Ему самостоятельно придётся развивать усидчивость, трудолюбие и самоконтроль над самим собой.
- Обязательно должен быть под рукой либо компьютер, либо электронный носитель с информацией для просмотра видеоматериала и сам материал для работы.
А теперь предлагаю сравнить все плюсы и минусы дистанционного сопровождения к занятиям.
Преимущества | Недостатки |
- Выбор удобного времени для занятий.
— Самостоятельное закрепление материала. — Можно заниматься где угодно при наличии компьютера и интернета (электронного носителя). — Развивается самодисциплина. — Экономия средств. — Проведение занятий во время болезни, карантина. |
- Ребёнок ограничен в общении.
— Необходима самодисциплина. — Требуются компьютер и быстрый интернет. |
Вывод: Применение данной технологии позволяет проводить обучение на расстоянии, которое не требует постоянного непосредственного контакта между педагогом и учащимся. Обучение и контроль за усвоением материала осуществляется в интернете через электронную почту, заочные конкурсы, по скайпу. Обучение доступно каждому.
Все мои публикации в блоге, ф это более 55 мастер-классов, могут быть использованы в дальнейшем, как для дистанционного обучения, так и для очного обучения на занятиях. Этот набор публикаций может стать дидактическим материалом (пособием) для учебных занятий и способствовать активизации познавательной деятельности, развитию интереса к творческой деятельности.
Заключение: Мастер-классы в очной и дистанционной (виртуальной) форме эффективны и актуальны в образовательном процессе. Правильный выбор мастер-класса – это возможность не только развить самодисциплину, усидчивость и трудолюбие, но и освоить различные приёмы и методы, приобрести новые знания и умения.
В.А. Павлухина, педагог дополнительного образования