http://izo-natalka.ru/

Школа живописных и графических техник

Представление авторской методической разработки «Декоративный автопортрет»

Автор: Гемская Н.Ф., преподаватель МАУДО «ДШИ» г. Колпашево

В предпрофессиональной общеразвивающей программе в области изобразительного искусства «Живопись» умение рисовать портрет и автопортрет является одной из задач, которую решают при освоении разных предметов.

Автопортрет – это живописное изображение художника, выполненное им самим при помощи одного зеркала или системы зеркал. Содержит оценку своей личности, своей роли в общественной жизни и искусстве, декларацию своих творческих принципов. Художник может быть представлен в разных обличьях, в разных одеждах.
Автопортрет требует от художника искусства самопознания. Рассмотрим виды автопортрета на примере работ Зинаиды Серебряковой.

Искусствовед Г.Л. Васильева-Шляпина  выделяет 4 вида автопортрета: профессиональный, то есть тот, на котором художник изображен за работой,   личностный, раскрывающий моральные и психологические черты художника, «представительский, или символический, автопортрет» — художник изображает себя в образе исторического лица или религиозного героя и «групповой портрет» — художник изображен с членами семьи или другими реальными лицами.

По технике исполнения портреты тоже могут отличаться. Рассмотрим представленные на слайде декоративные техники рисования портрета. Декор означает украшение узором. Как вы видите, декоративные варианты автопортретов разнообразны.

К декоративному автопортрету приходим постепенно, проведя предварительную работу в 1, 2 и 3 классах по изучению и рисованию формы человеческого лица, носа, губ, глаз, овала лица. К 4 классу процесс зарисовок усложняется изображением лица в три четверти, наклоном головы или поворотом. Обучающиеся знакомы с процессом стилизации, умеют обобщать, передавать типичные признаки отображаемого.

На автопортрет в 4 классе отведено 10 часов аудиторного времени. В процессе рисования ребята создают два эскиза в карандаше с фотографии. Учебное копирование применяется даже в стенах Академии искусств в Санкт-Петербурге. Копирование позволяет детям преодолеть психологический барьер при написании своего портрета. Далее обучающиеся пробуют свои силы в зарисовке автопортрета с помощью зеркал.

Когда выполняются зарисовки готовы, совместно выбирается наиболее удачная и интересная. На листе А3 каждый обучающийся намечает схему для цветового решения композиции.

Обучающиеся самостоятельно выбирают из предложенных карточек схему гармоничного сочетания цветов в зависимости от своих предпочтений (контрастную, нюансную, приглушённую, тёмную или светлую). Подбирают оттенки цвета, смешивая краски.

Когда загрунтованный лист А3 подсохнет, обучающиеся переносят простым карандашом зарисовку с эскиза, выбранного ранее. Далее требуется аккуратность при выполнении линий чёрной гуашью. Небрежно смотрятся слишком толстые, неуклюжие, часто прерывающиеся линии. Дополнить рисунок на тёмном фоне можно линиями белой гуашью. Белая гуашь имитирует блики и освещённую часть портрета.

Можно отметить ряд положительных сторон при рисовании декоративного автопортрета: обучающиеся учатся рисовать портрет в три четверти, голову в наклоне или повороте. Закрепляют свои знания и умения по цветоведению, снимая психологический зажим. При выборе схемы учатся видеть композицию в целом, не дробить на мелкие фрагменты. Совершенствуют умение переносить рисунок с малого на большой формат, сохраняя пропорции, совершенствуют умение работать аккуратно над линией.

Если среди этих положительных моментов, ребёнок испытал «трудности», значит, они и являются для него теми «минусами», над которыми требуется работать. Таким образом, обучающиеся выполняют декоративный автопортрет с интересом, без психологического барьера и смело. Данную декоративную технику я попробовала применить при рисовании цветов с детьми семи лет, и у них получились интересные букеты.

«Декоративное рисование, являясь универсальным инструментом условно декоративного восприятия окружающего мира, обладает образной композицией, тональными и колористическими особенностями, уникальными технологическими приёмами, требует включения в систему профессионального образования всех профилей».

М.О. Ломакин

Декоративный автопортрет. Гемская Н.Ф.

Работы детей по теме «Декоративный автопортрет»

Обновлено: 08.06.2021 — 12:02

3 комментария

Оставить комментарий
  1. Татьяна Михайловна

    Здорово!

  2. Геннеберг Ольга

    Очень интересная статья, большое спасибо. Можно взять на вооружение.

    В прошлом году, когда со своими детками осваивали портрет, предложила написать «автопортрет в стиле...». У ребят был выбор в направлении и материале. Получился очень интересный эксперимент — кто-то выбрал импрессионизм, кто-то символизим или примитивизм. Один мальчик выбрал кубизм. Детям понравилось.

  3. После периода революционной смуты и гражданской войны в советской России в 1930-х годах восстанавливали систему образования и, в частности, эстетического воспитания и обучения детей основам изобразительного искусства, в том числе с привлечением педагогов старой школы. Выходили учебные пособия по «изобразительной грамоте». В начальной и средней школе больше внимания стали уделять развитию творческих способностей детей, методика преподавания дополнялась и обогащалась научными исследованиями по психологии детского творчества. Одновременно развивалась концепция «свободного воспитания» на основе биогенетической теории А. В. Бакушинского. Важнейшую роль сыграла педагогическая психология (педология) и когнитивная концепция развития психики ребёнка разработанные школой Л. С. Выготского. Рисование в общеобразовательных школах стало одним из важных предметов, отражающих и стимулирующих развитие и формирование психики ребёнка, навыков познания и общения. Сторонники формалистического направления, пропагандировавшие теорию «свободного воспитания» издавали низкокачественные учебные пособия для общеобразовательных школ, в которых иллюстративный материал ограничивался детскими рисунками. Подобные пособия игнорировали познавательно-коммуникативные аспекты процесса овладения навыками рисования с натуры. Авторов таких пособий мало интересовал научный подход и классические традиции школы изобразительного искусства. Постепенно сторонниками академического направления стала проводиться последовательная работа по разработке вопросов методики преподавания рисунка для общеобразовательной школы. Создавались новые школьные программы. В 1931 году была выпущена новая школьная программа, в основу которой было положено рисование с натуры. В этой программе предусматривались задания по рисунку по тематическим разделам, декоративному рисунку, рисованию по представлению для младший классов и уроки по истории изобразительного искусства. Среди выдающихся специалистов по развитию методики обучения в общеобразовательных школах в советское время следует выделить ученика П. П. Чистякова Дмитрия Кардовского, а также учеников К. А. Савицкого — Абрама Архипова, Николая Касаткина и Константина Юона .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

http://izo-natalka.ru/ © 2018 | Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных