Рисуем в Томске

Художник Наталья Антипьева

Развитие интеллектуальных возможностей у детей посредством формирования зрительно-моторной координации на занятиях ИЗО-деятельности. Эпп Е.В

Развитие интеллектуальных возможностей у детей посредством формирования зрительно-моторной координации на занятиях ИЗО-деятельности.

Эпп Елена Владимировна, педагог дополнительного образования МАДОУ №79 г. Томска

Зрительно-моторная координация – это согласованность движений и их элементов в результате совместной одновременной деятельности зрительного и мышечно-двигательного анализаторов. Зрительно-моторная координация занимает важное место в формировании навыка письма.

Вместе с тем, зрительно-моторная координация является средством всестороннего развития детей дошкольного возраста, их эстетического, нравственного, трудового воспитания, развития воображения, эстетической оценки, умственного развития, развития речи и мелкой мускулатуры рук.

Формирование у ребёнка зрительно-моторной координации в дошкольном возрасте – важнейшее условие и залог не только его успешного обучения в школе, но и полноценного интеллектуального развития в целом. Как отмечал известный русский учёный физиолог И.И. Павлов: «Развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях даёт человеку преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением».

Врождённых связей между зрительным анализом  и движениями руки не бывает, они формируются постепенно, если ребёнок регулярно выполняет действия по зрительно составленному плану и под контролем зрения, оперативно переводит визуальную информацию в её двигательно-графический аналог. Иными словами, связи затылочными зрительными зонами и передними двигательными отделами коры головного мозга успешно формируются в том случае, когда ребёнок выполняет достаточное количество действий в виде двигательно-графического копирования изображений.

Подробнее Эпп Е.В. Развитие интеллектуальных возможностей детей посредством формирования зрительно-моторной координации на занятиях изо-деятельности

Тематический кейс №1  с практическими заданиями выполнен в виде папки, в файлы которой вложены различные задания. В каждом файле множество заданий. Ребёнок может самостоятельно выбирать себе задание по желанию.

Тематический кейс №2 выполнен в виде кейса с практическим наполнением. Все коробочки прикреплены ко дну с помощью липучки. Ребёнок самостоятельно может выбрать себе материал для занятия.

Обновлено: 20.04.2020 — 10:03

8 комментариев

Оставить комментарий
  1. Наталья

    Еленой Владимировной представлен хороший опыт в виде содержательных кейсов с упражнениями для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.

  2. Ия Юрьевна

    Спасибо за интересный и полезный материал! Очень большая работа проведена педагогом! Обязательно постараюсь применять в своей работе некоторые игры. Начну, пожалуй, с игры «Попробуй повтори» и, рисование левой и правой рукой симметрично и поочерёдно... Такое рисование, кстати, подойдёт и для рисуночной арт-терапии.

  3. Материал интересен и содержателен, обязательно возьму на заметку. Подскажите, пожалуйста, проводите ли вы мониторинг в данном направлении и какими методами при этом пользуетесь?

  4. Елена Эпп

    В презентации не озвучена проблема, которую я решаю с помощью заданий,упражнений, игр, направленных на развитие зрительно-моторной координации у детей с ОВЗ. Такие ребятишки сейчас есть практически в каждой группе. Чаще всего у них наблюдается отставание в речевом и умственном развитии. У них плохо развита мелкая моторика, им сложно воспринимать общие указания педагога, надолго сконцентрировать внимание. И передо мной, как у педагога ИЗО встаёт два вопроса:

    1) Чем я могу помочь такому ребёнку, какую пользу он может извлечь из моих занятий.

    2)Как я могу организовать занятия, на которых одновременно занимается: группа детей, с которыми я должна отработать тему, объяснить, показать, помочь и ребёнок (2-3 ребёнка), нуждающие в индивидуальном подходе.

    Моя презентация — это ответ на 1-й вопрос. Я изучила литературу, материалы в интернет-ресурсах, познакомилась с опытом других педагогов. Купила в интернет магазине «Лабиринт» специальные пособия, сделала подборку заданий.

    Ответ на 2-й вопрос — это тематические кейсы. На индивидуальных занятиях я познакомила детей с ОВЗ с наполнением кейсов, с правилами использования. И теперь эти ребятишки, приходя на занятие со всей группой, самостоятельно выбирают то, чем им хотелось бы сейчас позаниматься. А я в это время успеваю объяснить тему всем остальным. Все задания полезны и очень интересны. Иногда я включаю их, как часть занятия, для всех детей. Игру «Попробуй повтори» я всегда провожу для всей группы. Но самая любимая игра «Рыбалка». Все хотят в неё поиграть. И, конечно, по очереди в эту игру играют все без исключения.

  5. Елена Эпп

    Отвечаю на вопрос про мониторинг. Речь идёт о работе с детьми с ОВЗ. Диагноз ставит ПМПК. С этими ребятами работают все специалисты детского сада. И когда комиссия снимает диагноз, надеюсь, что в этом есть и и частичка моего труда.

  6. Здравствуйте, Елена Владимировна. Внимательно ознакомилась с вашей статьёй. Без всякого сомнения тема интересна и полезна. Понравилось то, что Вы не упустили такого важного момента, что такие занятия, именно с детьми дошкольного возраста должны проводиться регулярно. Это очень важный момент в данной теме. Только при системном обучении можно достичь хорошего качественного результата по развитию зрительно- моторной координации. Не будет системы, не будет и результата.

    Вами хорошо подобраны задания и упражнения по копированию образцов, дорисовок, обводок, рисованию по образцу, графических диктантов. Выполняя такие задания, ребёнок будет постепенно развивать и формировать умение более точно воспроизводить те образцы, которые он видит.

    С позиции учителя начальных классов могу точно заявить, что Вы оказываете огромную помощь не только учителям, но в первую очередь самим деткам и помогаете будущим ученикам избежать многих проблем при письме.

    С какого возраста вами ведётся данная работа? Труднее ли даются такие задания и упражнения детям с ОВЗ? Или нет значительной разницы при выполнении заданий? Про мелкую моторику и концентрацию внимания я прочитала. Больше всего мне интересен результат таких детей при выходе из детского сада. Спасибо.

    1. Елена Эпп

      Спасибо за такой подробный отзыв. Я начинаю работать с детьми с 5 лет, т. е. со старшей группы. Все дети разные. Работать левой рукой: закрашивать, обводить, штриховать трудно даже детям с нормальным развитием. Главное, это не только полезные упражнения для детей, но и полезные. С радостью могу сообщить. что у некоторых детей снимают диагноз к выпуску из садика.

  7. Елена Эпп

    Поправка: упражнения не только полезные, но и интересные

Добавить комментарий для Наталья Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

http://izo-natalka.ru/ © 2018 | Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных