http://izo-natalka.ru/

Школа живописных и графических техник

Экология культуры как важная составляющая регионального содержания предмета «Изобразительное искусство»

Продолжаем знакомить читателей с авторскими материалами, представленными 23 августа 2018 г. на креатив-платформе «Старана художников» на Томском августовском образовательном салоне в рамках Школы живописных и графических техник. Сегодня представляем выступление Ольги Михайловны Зоркальцевой, учителя ИЗО МАОУ гимназия №55 им. Е.Г. Версткиной г.Томска.

Задачи современного образования определяются своеобразием общекультурной ситуации в современном обществе, углубляющимся кризисом культуры, проявляющимся разрывом между культурой и образованием.
Экология представляет собой взгляд на мир как на дом. Природа — дом, в котором живет человек. Но культура тоже дом для человека, причем дом, со¬здаваемый самим человеком. Сюда входят самые раз¬нообразные явления — материально воплощенные и воплощенные в виде идей и различного рода духов¬ных ценностей.
Культурная экология — это и произведения архи¬тектуры, различных искусств, литературы в том числе, это и язык, это и все культурное наследие человече¬ства. Выбросите что-либо из сферы экологии культу¬ры — и человек лишится части своего «дома». (Д. С. Лихачев)

Прежде всего в понимание значимости экологии культуры следует включить понимание сохранения культурного наследия – от маленького школьного музея до культурного достояния города, области, страны, мира. Обращение к культурным традициям далеких и недавних предков способствует воспитанию человека культуры.

Руководствуясь письмом департамента общего образования Томской области от 19 июля 2017 года, следует сказать о новых приоритетных направлениях развития образовательной области «Искусство».
Наиболее важным направлением является региональный компонент содержания предмета «Изобразительное искусство», который отражаются в тематических линиях: «Выдающиеся памятники архитектуры Томской области», «Художники Томска и Томской области», «Художественные музеи Томска и Томской области», изучение народных промыслов Томской области.
Нужно сказать, что в этом направлении учителя ИЗО города плодотворно сотрудничают с Томским областным художественным музеем. Десятилетний опыт этого сотрудничества позволил сложить апробированную стройную систему взаимодействия школы, учреждений дополнительного образования и музея. В рамках сотрудничества Центра музейной педагогики и ГМО учителей ИЗО педагоги имеют возможность посещать с экскурсией художественные выставки; встречаться с томскими художникам; посещать мастер-классы известных томских мастеров; участвовать в обучающих семинарах, городских и выездных пленэрах; участвовать в персональных и виртуальных выставках педагогов. И это, не считая художественных выставок, фестивалей и программ музея для детей. В 2017-18 учебном году состоялась 3-я областная конференция «Созвездие томских художников» для детей и педагогов.
«Творчество на деле существует не только там, где создают великие творческие произведения,
но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое,
какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев».
Л.С. Выготский

Примером такой крупицы можно назвать бинарный урок для 2 класса «Целый мир в пригоршне глины». Урок разработали и провели в МАОУ гимназии №55 им. Е. Г Версткиной: Филина Елена Михайловна, учитель высшей категории начальных классов и Зоркальцева Ольга Михайловна, учитель высшей категории изобразительного искусства
С одной стороны на уроке углубленно рассматривалась цель разумного природопользования полезных ископаемых Томской области. Около месторождения керамической глины в селе Богашево когда-то был керамический завод. Сейчас на его территории расположен музей керамических изделий. В недалеком будущем планируется строительство керамического комбината. И именно здесь мы переходим на рассматривание культурообразующей стороны урока.
А пока ребята вспоминают о посещении керамической мастерской «Майолика». Именно там они впервые познакомились со свойствами керамической глины; изготовили забавные сувениры – веселых совушек и, даже задумались о своих будущих профессиях: технолога по керамическим изделиям, гончара, художника по керамике.
Дети вспомнили, как бережно обращались они с горсточкой глины, вылепили своих совушек, а остатки глины аккуратно сложили в мешочек для других поделок. Именно здесь возникло обсуждение экономии природных ресурсов.
И, конечно же, каждый ребенок в классе очень хотел раскрасить свой сувенир. Девочка Люся предложила подарить глиняные игрушки детям, которые страдают от болезней. Так второклассники решили участвовать в благотворительной акции.
При раскрашивании фигурок дети выбирали образы совы из мира природы, мира науки и мира мультфильмов (работа в группах). Они обсудили, какие краски будут использовать для того или иного образа. Наибольшее предпочтение было отдано совушке из мира природы.
Так из пригоршни глины возникла не только интересная, но и украшенная форма, живой природный образ, рожденный творческой фантазией ребенка, который глобальные цели устойчивого развития ощутил как свои.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

http://izo-natalka.ru/ © 2018 | Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных