http://izo-natalka.ru/

Школа живописных и графических техник

Диагностика развития художественно одарённого ребёнка в ДШИ

Продолжаем публикацию авторских материалов, представленных 23 августа 2018 г. на креатив-платформе «Старана художников» Томского августовского образовательного салона в рамках Школы живописных и графических техник. Сегодня представляем  исследование Н.Ф.Лахно, преподавателя МАУДО ДШИ г.Колпашево, по диагностике художественной одаренности детей.

Диагностикой одарённости я заинтересовалась лет 15 назад, работая в детском саду. Задача, которая стояла – отобрать в кружок по изобразительной деятельности «Первоцвет» для дополнительной работы наиболее креативных детей. В данной работе мне помог психолог Ерохина Т.А., предложив использовать диагностику одарённости Т.Д.Марцинковской, адаптированную на менталитет российских детей, в отличие от диагностик Торренса и Люшера.
В процессе диагностирования детям на время предлагалось дорисовать некие линии, фигуры в различные рисунки: в то, что подскажет им их фантазия.

Для диагностирования воображения ребёнка Т.Д.Марцинковская выделяет такие критерии: беглость, гибкость, оригинальность и характер рисунка.

На основе данного теста я вывела график креативности ребёнка. График  от  11 баллов представлен как «идеальный образец» творческих способностей ребёнка по Т.Д.Марцинковской, который позволяет наглядно представить  те критерии   творчества  ребёнка, которые ярко выражены,  и те области, которые «западают», например, беглость.

Для подтверждения успехов детей в области изобразительного искусства и включение их в списки одарённых  необходимо разработать диагностический конструктор художественных способностей.

Рис.1. График по Т.М.Марцинковской 

Рис.2.  Диагностический лист для дорисовывания 2.   

Рис.3. Диагностический лист для дорисовывания 1.

Цель и задачи.

Разработать  и применить систему диагностических методик  по выявлению ярко выраженных художественных способностей у обучающихся в  ДШИ

1.Изучить вариативность сбора информации об одарённых детях в специализированной литературе.

2.Выбрать наиболее подходящие  к специфике ДШИ диагностические способы ,методики и тесты для работы с детьми, их родителями.

3.Обобщить полученный  материал в виде диагностического конструктора по определению  одарённости обучающегося.

Для чего нужны диагностики?

Выбранная педагогом диагностика, позволяет собрать данные о ребёнке с момента его поступления в ДШИ в середине и в конце учебного года, эти данные показывают динамику (в некоторых случаях регрессию) развития способностей ребёнка.

Диагностика проводится  в три этапа.

Диагностика позволяет мне увидеть трудности, которые испытывают дети при рисовании, разработать систему дополнительных приёмов, способствующих развитию беглости, оригинальности, гибкости и характера рисунка детей .

В процессе работы над контингентом в детской школе искусств изменился возрастной  состав участников и уровень (статус ) учреждения, а проблема выявления детей осталась. В результате совместной работы над диагностическим конструктором на художественном отделении сложилась определённая система  для выявления одарённых детей.

Для подтверждения успехов детей в области изобразительного искусства и включение их в списки одарённых  необходимо разработать диагностический конструктор художественных способностей.

1.Анкета А.Н.Сизанова

Определение уровня способностей ребёнка.

С помощью этой анкеты можно оценить степень одарённости и талантливости   ребёнка без связи с какой-либо областью проявления интересов. Для этого приведены перечень характеристик одарённых и талантливых детей. На вопросы анкеты необходимо отвечать «да» или «нет».

В анкете представлены категории:  «скорее способный, чем одарённый», «одарённый», «яркая одарённость», «дополнительные признаки высокого творческого потенциала личности ребёнка».

2.Вопросник для родителей И.П. Шизенко

Каждый родитель знает о своём ребёнке нечто такое, что другими людьми не замечается, упускается  из вида.

Вопросник позволяет педагогу  на основе наблюдений родителей  увидеть, как развивался ребёнок, его достижения и любимые занятия творческого характера.

3.Методика экспертных оценок по определению одарённости детей (Лосева А.А.)

Эта методика проводится на основе наблюдений за ребёнком. Предлагаемые характеристики интересов помогут   в анализе его поведения, умственного и физического развития. Известны случаи, когда у одарённого ребёнка наблюдается  «западение» какой-либо одной способности(например, литературно-одарённый ребёнок совершенно не хочет иметь дело с техникой).Бывает  и обратная картина, когда значительно выше среднего результаты по всем пунктам. Одного ребёнка должны оценивать несколько экспертов: родители, воспитатели, музыкальный работник, физрук- если это детский сад, если школа- родители, классный руководитель и несколько учителей по разным предметам.

4.Опросник креативности личности Девиса (для детей)

Цель опросника: выявить выраженность креативности как качества личности. Ребёнок самостоятельно выбирает близкие ему суждения из предложенных в опроснике. С опросником обучающийся работает три раза в год.

Опросник  показывает нереализованные возможности обучающихся.

Итоги.

В процессе  работы нами был апробирован опыт отечественных и зарубежных   психологов и разработан  диагностический конструктор  по выявлению ярко выраженных художественных способностей у обучающихся в  ДШИ, таким образом, цель  достигнута.

Разработан комплекс методических материалов по сбору информации о одарённых детях, который можно применить для их выявления в ДШИ и ДХШ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

http://izo-natalka.ru/ © 2018 | Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных