Продолжаем публикацию авторских материалов, представленных 23 августа 2018 г. на креатив-платформе «Старана художников» Томского августовского образовательного салона в рамках Школы живописных и графических техник. Сегодня представляем исследование Н.Ф.Лахно, преподавателя МАУДО ДШИ г.Колпашево, по диагностике художественной одаренности детей.
Диагностикой одарённости я заинтересовалась лет 15 назад, работая в детском саду. Задача, которая стояла – отобрать в кружок по изобразительной деятельности «Первоцвет» для дополнительной работы наиболее креативных детей. В данной работе мне помог психолог Ерохина Т.А., предложив использовать диагностику одарённости Т.Д.Марцинковской, адаптированную на менталитет российских детей, в отличие от диагностик Торренса и Люшера.
В процессе диагностирования детям на время предлагалось дорисовать некие линии, фигуры в различные рисунки: в то, что подскажет им их фантазия.
Для диагностирования воображения ребёнка Т.Д.Марцинковская выделяет такие критерии: беглость, гибкость, оригинальность и характер рисунка.
На основе данного теста я вывела график креативности ребёнка. График от 11 баллов представлен как «идеальный образец» творческих способностей ребёнка по Т.Д.Марцинковской, который позволяет наглядно представить те критерии творчества ребёнка, которые ярко выражены, и те области, которые «западают», например, беглость.
Для подтверждения успехов детей в области изобразительного искусства и включение их в списки одарённых необходимо разработать диагностический конструктор художественных способностей.
Рис.1. График по Т.М.Марцинковской
Рис.2. Диагностический лист для дорисовывания 2.
Рис.3. Диагностический лист для дорисовывания 1.
Цель и задачи.
Разработать и применить систему диагностических методик по выявлению ярко выраженных художественных способностей у обучающихся в ДШИ
1.Изучить вариативность сбора информации об одарённых детях в специализированной литературе.
2.Выбрать наиболее подходящие к специфике ДШИ диагностические способы ,методики и тесты для работы с детьми, их родителями.
3.Обобщить полученный материал в виде диагностического конструктора по определению одарённости обучающегося.
Для чего нужны диагностики?
Выбранная педагогом диагностика, позволяет собрать данные о ребёнке с момента его поступления в ДШИ в середине и в конце учебного года, эти данные показывают динамику (в некоторых случаях регрессию) развития способностей ребёнка.
Диагностика проводится в три этапа.
Диагностика позволяет мне увидеть трудности, которые испытывают дети при рисовании, разработать систему дополнительных приёмов, способствующих развитию беглости, оригинальности, гибкости и характера рисунка детей .
В процессе работы над контингентом в детской школе искусств изменился возрастной состав участников и уровень (статус ) учреждения, а проблема выявления детей осталась. В результате совместной работы над диагностическим конструктором на художественном отделении сложилась определённая система для выявления одарённых детей.
Для подтверждения успехов детей в области изобразительного искусства и включение их в списки одарённых необходимо разработать диагностический конструктор художественных способностей.
1.Анкета А.Н.Сизанова
Определение уровня способностей ребёнка.
С помощью этой анкеты можно оценить степень одарённости и талантливости ребёнка без связи с какой-либо областью проявления интересов. Для этого приведены перечень характеристик одарённых и талантливых детей. На вопросы анкеты необходимо отвечать «да» или «нет».
В анкете представлены категории: «скорее способный, чем одарённый», «одарённый», «яркая одарённость», «дополнительные признаки высокого творческого потенциала личности ребёнка».
2.Вопросник для родителей И.П. Шизенко
Каждый родитель знает о своём ребёнке нечто такое, что другими людьми не замечается, упускается из вида.
Вопросник позволяет педагогу на основе наблюдений родителей увидеть, как развивался ребёнок, его достижения и любимые занятия творческого характера.
3.Методика экспертных оценок по определению одарённости детей (Лосева А.А.)
Эта методика проводится на основе наблюдений за ребёнком. Предлагаемые характеристики интересов помогут в анализе его поведения, умственного и физического развития. Известны случаи, когда у одарённого ребёнка наблюдается «западение» какой-либо одной способности(например, литературно-одарённый ребёнок совершенно не хочет иметь дело с техникой).Бывает и обратная картина, когда значительно выше среднего результаты по всем пунктам. Одного ребёнка должны оценивать несколько экспертов: родители, воспитатели, музыкальный работник, физрук- если это детский сад, если школа- родители, классный руководитель и несколько учителей по разным предметам.
4.Опросник креативности личности Девиса (для детей)
Цель опросника: выявить выраженность креативности как качества личности. Ребёнок самостоятельно выбирает близкие ему суждения из предложенных в опроснике. С опросником обучающийся работает три раза в год.
Опросник показывает нереализованные возможности обучающихся.
Итоги.
В процессе работы нами был апробирован опыт отечественных и зарубежных психологов и разработан диагностический конструктор по выявлению ярко выраженных художественных способностей у обучающихся в ДШИ, таким образом, цель достигнута.
Разработан комплекс методических материалов по сбору информации о одарённых детях, который можно применить для их выявления в ДШИ и ДХШ.