Рисуем в Томске

Художник Наталья Антипьева

Деревянное кружево Томска

Продолжаем знакомить вас с авторскими материалами, представленными 23 августа 2018 г. на креатив-платформе «Старана художников» Томского августовского образовательного салона в рамках Школы живописных и графических техник. Сегодня представляем большое исследование, проведенное Толстовой Эльвирой Васильевной, педагогом дополнительного образования МБДОУ № 46 «Деревянное кружево Томска» (на фото вверху — картины и буклеты автора).

Эльвира Васильевна занималась изучением деревянной архитектуры улицы Татарской.

Татарская улица  пролегает от улицы Источной до Базарного переулка.

Одна из немногих улиц Томска, сохранившая своё название со времен первого упоминания (1853). Названа по преобладающей национальности местного населения. Окрестная местность издавна называется Заисточьем (поселение татар сложившееся в начале XVII века на юго-западной границе Томска).

 

 

 

 

 

 

 

Фото 1. Ворота — одни из последних уцелевших в Томске. Дом с воротами по ул. Татарской, 1 до реставрации и после.

Есть мнение, что ворота массово уничтожались в советское время, так как «советский человек должен жить открыто».

До 1914 года слобода была островом, отделённым от города протокой, называемой Исток. Сейчас эта протока протекает под землёй и имеет выход к реке Томь в районе улицы Дамбовой. Местность в обиходе обычно называется Заисток, то есть — расположенная за Истоком. Возникла на месте торгового городка сибирских бухарцев (основана в XVI веке). В татарской слободе селились купцы, ремесленники, предприниматели, прибывшие из Казанской губернии, Средней Азии и других мест. К концу XIX века татарская слобода Томска стала одним из центров татарской культуры в Сибири. Три мечети (в том числе Белая мечеть с духовным управлением из Бухары и Красная мечеть — из Уфы). Педагогическое училище, 3 медресе, клуб, библиотека. Издавалась газета «Сибирия». В начале XX века действовали: кожевенное, спичечное, шерстомойное и другие производства.

Фото 2.Татарская 46 (бывший дом Ахмедуллы Ахметова).

«Татарская слобода на меня произвела неизгладимое впечатление. По слободе я почти все время ходил молча, слушая и не имея сил ответить - просто „потерял дар речи“. Такая целостность, такая атмосфера и такая концентрация деревянных ШЕДЕВРОВ мирового значения на четырех улицах — вряд ли что-то подобное есть еще где-то в мире. Есть такие места, где, как пишут в путеводителях, „время течет по-другому“. Кто видел Йозефов (еврейский квартал Праги) или питерские дворы-колодцы — поймет, о чем речь. Татарская слобода в Томске — одно из таких мест. Компактный район, почти сплошь застроенный деревянными особняками, ценность которых я бы оценил в среднем как „шедевр общероссийского уровня“. Невероятная по своей силе атмосфера улиц и дворов. Для меня Татарская слобода стала настоящим откровением, самым сильным впечатлением в Томске.

Из всех подобных районов, что я видел, сравнить с Заисточьем можно разве что тобольскую Подгору. Но и то: если ужать Подгору до размеров Заисточья, она бы не впечатляла вообще» (так пишет в своем очерке о Томске знаменитый журналист — путешественник Илья И.).

Фото 3. Растительные орнаменты в резьбе — основная «фишка» деревянного Томска, и корни ее, видимо, в мусульманской культуре татар, запрещавшей изображение человека и животных.

Первый томский острог был срублен на Воскресенской горе, а татары оттуда переселились в нынешнее Заисточье. В некотором роде, Татарская слобода древнее, чем сам Томск.

Фото 4. Дом ул.Татарская, 6.

Я, вместе с другими участниками проблемно-творческой группы педагогов в рамках Школы живописных и графических техник, совершила экскурсию по улице Татарской.

Мы занимались зарисовкой домов карандашом, фотографировали памятники архитектуры, рассматривали элементы деревянного зодчества, беседовали с жителями этих домов. Один из жителей, проживающий по Татарской 6, рассказал нам, что это дом купца Кузнецова, сам жилец хотел бы восстановить своими силами резные ворота и просил найти проект подобных ворот по улице Татарской. Кроме того, с его слов, после революции в этом доме проживал небезысвестный Юровский, участник расстрела царской семьи.

Автор проекта дома, строитель и заказчик не установлены. Датировка этого памятника деревянной архитектуры основана на сопоставлении его с датированными аналогичными постройками города. Подвальный этаж в настоящее время не эксплуатируется, в нем заложены окна. К объему дома пристроены дополнительные лестницы и крыльцо, частично утрачены водосточные трубы. Дом расположен по красной линии застройки ул. Татарской. Находится в окружении 1-2-х этажных деревянных домов дореволюционного времени. Дом П-образный в плане, объем в два этажа под стропильной вальмовой крышей. Выполнен из дерева, рублен «в лапу», поставлен на высокий каменный подклет. С восточногой стороны дом имеет террасу... Активно декорирован фриз дома, усиленный конструктвными кронштейнами, накладными деталями. Северный и южный фасады в декоративном отношении решены идентично главному, и также без выделения осей. Они имеют декоративно оформленные навесы над крыльцом входа. Навес решен в два ската с торцевым фронтоном, поставленным на две точеные колонны. Ограждение крыльца имеет точеные балясины. Восточный фасад в декоре решен более сдержано. По оси фасада располагается широкая лоджия. С обоих сторон фасада пристроены крыльца дополнительных входов. Декор дома решен в эклектичной манере и выполнен в различных техниках резьбы. Окна первого и второго этажей обрамлены наличниками лучковой формы, имеющим богатое декоративное убранство. Нижнее поле наличников решено в технике трехгранновыемочной резьбы, верхнее поле имеет ажурную пропиловку с резьбой растительного орнамента. Угловые лопатки по первому этажу имеют узор в виде вазона с цветами, по второму — декоративные колонки. Дом имеет самостоятельные для каждой квартиры дворовые входы, попарно объединенные в холодные сени. В сенях устроены лестницы, ведущие на второй этаж. В основе планировки квартир — вытянутый поперек до продольной внутренней стены широкий коридор, объединяющий две комнаты и кухню. Интерьеры дома утрачены. Образец городского доходного жилого дома рубежа веков, характерный для данного района Томска («Татарская слобода»). Имеет богатый архитектурный декор, выполненный в различных техниках его исполнения.

Фото 5. Жилой дом, ул.Татарская, 3

Известно, что в 1909 г. участок, на котором находится дом, принадлежал Тыжинкину Семену Анисимовичу. Дом расположен в центральной части г.Томска Татарской слободы. Дом окружают с южной стороны — двухэтажные деревянные здания, а с северной — 2-х этажное кирпичное здание. Все дома дореволюционной постройки. Дом представляет собой 2-х этажный, прямоугольный в плане объем, с северной стороны к которому примыкают две современные 2-х этажные деревянные пристройки входных лестничных блоков. Дом смешанный: 1 этаж каменный, 2-й деревянный, перекрыт вальмовой 4-х скатной крышей (дополнительные объемы односкатные). Второй этаж рублен «в лапу», обшит тесом. Сам объем узкой стороной обращен на улицу и выходит на ее красную линию. Своей протяженной частью вытянут во двор. Главный (восточный) фасад жилой части симметричен, к нему с западной стороны примыкает лестничный блок... Планировка дома значительно видоизменена во входной части. По-видимому, дом имел вход лишь в западной части северного фасада. Жилая часть расчленена поперечно 2 капитальными стенами, которые деят дом на 3 самостоятельные квартиры, со смежными комнатами. В доме сохранились печи, потолочные карнизы некоторых комнат 1 этажа. Основные габариты в плане 11,8 х 21,4 м. С северной стороны пристроены современные объемы лестничных блоков, частично проведена перепланировка, некоторые печи выложены заново. Кровля перекрыта шифером, утрачены водосточные трубы. Заложено окно на первом этаже с северного фасада.

Фото 6. Дом ул. Татарская, 46

Автор в своем исследовании знакомит с многими домами Татарской слободы, большинство которых было доходными домами.

 

Фото 7. Дом ул. Татарская, 25. ул.

Доходные дома

Доходный дом — это разновидность недвижимости, используемой в коммерческих целях для сдачи в аренду на определенный период времени. Доходные дома выполняют функции, сходные с гостиницей, отличаясь более длительными сроками проживания и более доступной стоимостью.

Фото 8, дом ул.Татарская, 31 б

Доходные дома в дореволюционной России Понятие «доходных домов» получило распространение в нашей стране в 19-ом веке, в то время, как первые европейские доходные дома успешно доказали коммерческую выгоду столетием ранее. Столичные доходные дома в Англии и Франции стали одним из самых популярных видов жилья, а спустя некоторое время и в России большинство горожан стало использовать его для проживания. На рубеже 19-20 веков восемь из десяти жителей больших городов самых различных сословий и достатка пользовались услугами доходных домов. В дореволюционном доходном доме жильцы не беспокоились о каких-либо проблемах, связанных с обслуживанием жилья, его содержанием, оплатой предоставляемого сервиса. Владелец доходного дома самостоятельно решал все насущные вопросы, касающиеся исправности оборудования, ремонта и т.д. В обязанности жильцов входила лишь оплата проживания. С помощью данного жилья в царской России решалось множество вопросов, касающихся проживания целых сословий. Чрезвычайная распространенность домов позволила чиновникам и военным обрести больше мобильности при смене места работы. Должностное лицо получало назначение в другой город и подъемные, которых хватало на переезд и съем жилья в любой части России, избавляя себя от забот, связанных с распоряжениями относительно недвижимости, оставшейся в прежнем регионе проживания. События 1917 года поставили точку в развитии дореволюционных доходных домов.

В настоящее время в Татарской слободе две действующие мечети.

Фото 9. Комплекс Красной мечети — медресе на Татарской улице и сама Красная мечеть.

Хоть материал выходит за рамки исследования, автор о них упоминает, и мы решили познакомить читателей с информацией о мечетях Татарской слободы.

Красная соборная мечеть — красивый композиционный центр места проживания мусульман Томска — Заисточья. Она по праву считается самой большой в области, так как вмещает более 1500 верующих. Это самоая старинная в Сибири мечеть, потому что первые молящиеся вошли в нее еще при Николае II. Разрешение на строительство первой в городе мечети подписал Александр II, землю на перекрестке Татарской улицы и Татарского переулка выделили в 1883 г. Деревянный храм построили быстро, но простоял он недолго. Его дважды возводили заново из-за пожаров, третьего раза решили не дожидаться и в 1901 г., на деньги купца Карима Хамитова, заложили соборную мечеть из красного кирпича, которую открыли через три года.

В 1907 г. рядом возвели медресе, известное в народе как Хамитовское. Черная полоса наступила в 20-е гг. 20 века. В это время в мечети периодически размещались и кинозал, и ликеро-водочный завод, и цех завода пищевых продуктов. В результате этих печальных метаморфоз купол и минарет разрушились. В медресе работали различные городские конторы, лишь в 1997 г. мусульманская община добилась его возвращения. Мечеть вернули верующим в 2002 г., однако, долгие годы из-за недостатка средств на реконструкцию здание простояло полуразрушенным.

Современные мусульмане возносят молитвы в здании, до мельчайших деталей повторяющем оригинал 1904 г. При работе над проектом были изучены старинные чертежи, архивные материалы и сохранившиеся фотографии.

C просьбой помочь в восстановлении храма верующие обратились к королю Саудовской Аравии, но ответа не получили. Помощь пришла от руководства Чеченской Республики. Открыли Красную мечеть в 2015 г.

Храм венчает 20-метровый зеленый купол, стены украшены характерным восточным орнаментом, пилястрами и «мавританскими» окнами, муэдзин призывает мусульман на молитву с 45-метрового минарета. Воссозданный заново внутренний интерьер претерпел некоторые изменения в лучшую сторону — имам одобрил яркий пятитонный турецкий ковер и великолепную южнокорейскую люстру. Просторный молитвенный зал дополняется женским залом на втором этаже, комнатой для омовений и библиотекой. В мечети возможно неотлучное пребывание (итикаф), проводятся пятничная проповедь, лекции, разговение (ифтар) и ночная молитва в Рамадан (тарафих). Кабинеты, классы и иные помещения размещены в соседнем двухэтажном здании бело-красного медресе. Территория вокруг Красной мечети огорожена декоративным забором, выложена брусчаткой, ночами здание ярко освещено (ред.: информация с сайта https://tonkosti.ru).

Фото 10. Белая мечеть. 

Белая мечеть была построена в 1913 году по проекту главного губернского архитектора Андрея (Генриха) Лангера, имевшего австрийские корни. Автор десятков проектов, в том числе нескольких томских церквей, синагоги, драматического театра. А. Лангер спроектировал Белую мечеть в стиле модерн с исламским декором. Томская «магометанская» община под руководством ахуна Хамзы Хамитова в начале XX века переживала период подъема, как в духовном, так и в материальном плане. Рассказывают, что на каждом пятничном намазе в Красной мечети собиралась крупная сумма пожертвований для строительства второй мечети, которую в городе прозвали Белой по цвету стен.

10 октября 1939 года постановлением облисполкома Белая мечеть была закрыта, здание передано под национальную татарскую школу. Позже её минарет был снесен, а само здание в дальнейшем использовалось правлением артели Культспорт. С 1960-х гг. здесь размещался цех карандашной фабрики. Возвращение мечети верующим состоялось в 1990 году. Мечеть была отреставрирована к 1999 году и ныне является действующей: её посещают верующие, проводятся службы. (ред.: информация https://ru.wikipedia.org).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

http://izo-natalka.ru/ © 2018 | Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных