23 августа 2019 г. в рамках программы Форума «Август. PRO: матрица возможностей профессионального роста педагога» состоялась работа креатив-платформы «Страна художников» в рамках Школы живописных и графических техник (далее – Школа).
В работе креатив-платформы приняли участие более 70 педагогов из 5 муниципалитетов Томской области. Это учителя изобразительного искусства, начальных классов, педагоги дошкольного и дополнительного образования образовательных организаций Томской области, слушатели Школы и участники проблемно-творческой группы в рамках Школы из г. Томска, Асиновского, Колпашевского, Первомайского, Томского районов.
Рассмотрим два случая оверлеппинга:
- Один объект находится впереди другого и контур переднего изображается полностью, а находящийся на дальнем плане частично перекрыт.
- Один объект находится впереди другого, но контуры обоих предметов изображаются полностью, так как одно и тоже пространство принадлежит сразу двум объектам (или нескольким, если взять группу предметов). При перекрытии одного предмета другим контур может просвечивать сквозь заслоняющий его предмет. Все предметы воспринимаются в пределах одного плана.
Оба предмета являются одновременно и целыми, и сокращенными, находятся и на переднем и на дальнем плане. «Изображение каждого предмета претендует на завершенность, однако их целостность нарушается вторжением» (Методический материал по изобразительному искусству». «Явление оверлеппинга и его роль в декоративной композиции»,
Этапы выполнения работы. Приступая к рисунку, основное внимание нужно сосредоточить на прорисовке предметов и других особенностей поверхности, а от передачи объема, светотени можно отказаться. Тогда изображение получится плоским, прозрачным. Предметы воспринимаются в пределах одной плоскости.
- Разработка композиции.
- Выбор формата, художественных материалов исполнения: гуашь (черна/белая/красная), тушь, фломастер черный.
- Деление (членение) плоскости на части (на 2, на 4, на 6). Возможное деление прямыми линиями (сетками), кривыми линиями. Симметричное/асиметричное.
- Распределение черно-белых участков.
Эффект оверлеппинга можно усилить за счёт введения тональных и цветовых контрастов в местах наложения одного элемента на другой. Можно использовать ТОН, ЦВЕТ, ТЕКСТУРУ или ФАКТУРУ. Цветовое решение может быть максимально вариативным в зависимости от поставленной задачи.
Рефлексия: Оверлеппинг заставляем думать, анализировать рисунок. Необычное цветовое решение – вызывает интерес у обучающихся (детей, подростков). Такое рисование проходит как интеллектуальная игра, интеллектуальное рисование. Автору (ребенку) отводиться главная роль, выбор сюжета, самостоятельный выбор композиционного решения (а именно деления), самостоятельное рисование. Ситуация успеха при решении сложного задания!