Рисуем в Томске

Художник Наталья Антипьева

Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие «солнечных детей»

Тарасюк Татьяна Викторовна, педагог дополнительного образования МАДОУ № 53 г. Томска

 

«Рисовать я буду!
Рисовать я буду,
Каждому рисунку,
Радуясь, как чуду!»

                                     А.Барто

Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником. Но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек, и этот потенциал надо раскрыть. Надо принимать всех детей так, как будто они потенциальные художники. В этих условиях одаренные скорее найдут свой путь, а все остальные  приобретут ценный опыт  творческого воплощения собственных замыслов, станут глубже понимать  и ценить искусство.

В современном подходе к образованию и социокультурной политике в целом, право на образование принадлежит всем детям, включая детей-инвалидов независимо от причин инвалидности. Одним из процессов развития общего образования является инклюзивное образование, которое подразумевает доступность образования для всех, приспособление образования к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступность образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ДО) работает над тем, чтобы создать надёжный фундамент для погружения детей с ОВЗ в социальное пространство.

В последнее время в изобразительном искусстве широко используются методы рисования с использованием нетрадиционных техник. Продуктивная деятельность играет важную роль в психическом развитии «солнечных детей». Сильной стороной детей является способность к подражанию. Дети охотно имитируют простые движения, необходимые на занятиях рисованием.

Задачи:

  • Обучать детей приемам рисования с помощью традиционных (рисование карандашом, красками) и доступных нетрадиционных техник изображения (“пальцевая живопись”, рисование штампом, губкой);
  • Знакомить с элементарными материально-техническими средствами изобразительной деятельности;
  • Формировать, уточнять и обогащать представления об объектах окружающего мира;
  • Развивать восприятие основных свойств и качеств изображаемых предметов (цвет, форма, величина, фактура);
  • Развивать целенаправленные движения кисти и пальцев рук, движения обеих рук под контролем зрения;
  • Создавать условия для развития у детей относительно самостоятельной изобразительной деятельности.

Для успешной изобразительной деятельности каждого ребенка, необходимыми условиями являются:

  • Создание игровой ситуации, эмоциональной атмосферы, предварительное наблюдение во время прогулки за объектами окружающей действительности, обыгрывание предметов, предназначенных для изображения;
  • Обеспечение разнообразных сенсорных ощущений детей (зрительное, тактильно-кинестетическое обследование);
  • Организация предметной среды (столы и мольберты, большие листы бумаги для рисования; материально-технические средства обучения: карандаши средней мягкости, различие по форме волоска кисти (плоские и круглые), по размеру (средние и толстые); мелки, краски, гуашь;
  • Проведение специальных упражнений по развитию движений пальцев и кисти рук;
  • Обязательная совместная деятельность детей и педагога.

Для успешного овладения детьми нетрадиционными художественными техниками мною составлен перспективный тематический план с учетом индивидуальных возможностей детей. До начала обучения проводится работа с детьми с целью выявления у них изобразительных умений и навыков. Занятия сначала проводятся индивидуально с каждым ребенком (для достижения хороших результатов), затем работа продолжается в группе.

  • Нетрадиционные техники рисования — это рисование необычными способами, материалами и инструментами (раздувание краски, рисование ватной палочкой, мятой бумагой, оттиски различных предметов, рисование с помощью штампов и др.). Это увлекательное занятие позволяет развить воображение, образное и творческое мышление, позволяет выразить себя и выплеснуть эмоции на лист бумаги. Нетрадиционные техники рисования не сложны в исполнении, но позволяют создать очень оригинальные работы. Поэтому многие из них доступны совсем маленьким детям, не умеющим держать кисть и детям с особенностями в развитии. Особое значение нетрадиционное рисование имеет для детей с ограниченными возможностями. Оно способствует развитию зрительного восприятия, взаимодействия рук и глаза, развивает точность движения рук.

В своей работе я использую нетрадиционные техники рисования, так как все необычное привлекает внимание детей и заставляет удивляться. У них развивается познавательный интерес. Занимаясь с детьми художественным творчеством, стараюсь расширить их сенсорный опыт, используя материалы с разной фактурой, даю возможность потрогать руками краски. Кроме того, во время занятий рисованием увеличивается время сохранения внимания, формируется умение выполнять цепочку последовательных действий, растет мотивация к деятельности. Постепенно дети понимают, что результат их работы ценится, а умения накапливаются.

Работая с «солнечными детьми», неизбежно сотрудничество с их родителями. Я использую любую возможность общения с родителями для установления доверительных отношений путём консультаций и бесед, совместных с родителями и детьми мастер-классов по нетрадиционному рисованию.

Дети  всему учатся в общении со взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать. Можно сделать вывод, что общение ребенка в семье с близкими ему людьми — важнейшее условие его психического развития.

Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества детей являются выставки детского рисунка. Они очень радуют детей и их родителей, ребенок становится успешнее. Наша совместная работа с родителями создает ребенку эмоционально — комфортное состояние.

По результатам работы можно сделать следующие выводы:

  • У детей улучшилось понимание речи, значительно пополнился словарный запас. Улучшилась концентрация внимания.
  • Дети стали проявлять яркий интерес к изобразительной деятельности, к различным материалам (гуашь, акварель, мелки).
  • Сформировались сенсорные эталоны цвета, формы, величины.
  • Преобладающим стал положительный эмоциональный фон (дети активны, жизнерадостны).

Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях. Это и есть главное в моей работе: занятия должны приносить детям только положительные эмоции.

Основными критериями результативности  работы считаю позитивную динамику в развитии детей с синдромом Дауна.

Чудо-деревья   |   Зима   |   Цветы для мамы   |   Маковое поле   |  Цветочки

Обновлено: 21.01.2021 — 08:13

3 комментария

Оставить комментарий
  1. Оксана Иванова

    Скажи пожалуйста,а эти «солнечные дети» рисуют по образцу или по своим представлениям?

  2. Очень понятно и конкретно описан опыт работы со сложными ребятишками. Показана динамика их развития и результаты работы. Они вызывают уважение и восхищение, как и работа всех, кто владеет умениями, знаниями, силой характера не только сопереживать и сочувствовать таким детям и их родителям, но развивать их, обучать, выстраивать совместную работу, пробуждать свет и дарить тепло души.

    Обязательно посмотрите ролики занятий — такой восторг ребенка дорогого стоит! (Чудо-деревья)

  3. Светлана

    Спасибо за интересный доклад. Вы озвучили то, что нужно каждому педагогу, напоминать себе о чудесной стороне наших занятий с детьми!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

http://izo-natalka.ru/ © 2018 | Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных