http://izo-natalka.ru/

Школа живописных и графических техник

Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие «солнечных детей»

Тарасюк Татьяна Викторовна, педагог дополнительного образования МАДОУ № 53 г. Томска

 

«Рисовать я буду!
Рисовать я буду,
Каждому рисунку,
Радуясь, как чуду!»

                                     А.Барто

Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником. Но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек, и этот потенциал надо раскрыть. Надо принимать всех детей так, как будто они потенциальные художники. В этих условиях одаренные скорее найдут свой путь, а все остальные  приобретут ценный опыт  творческого воплощения собственных замыслов, станут глубже понимать  и ценить искусство.

В современном подходе к образованию и социокультурной политике в целом, право на образование принадлежит всем детям, включая детей-инвалидов независимо от причин инвалидности. Одним из процессов развития общего образования является инклюзивное образование, которое подразумевает доступность образования для всех, приспособление образования к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступность образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ДО) работает над тем, чтобы создать надёжный фундамент для погружения детей с ОВЗ в социальное пространство.

В последнее время в изобразительном искусстве широко используются методы рисования с использованием нетрадиционных техник. Продуктивная деятельность играет важную роль в психическом развитии «солнечных детей». Сильной стороной детей является способность к подражанию. Дети охотно имитируют простые движения, необходимые на занятиях рисованием.

Задачи:

  • Обучать детей приемам рисования с помощью традиционных (рисование карандашом, красками) и доступных нетрадиционных техник изображения (“пальцевая живопись”, рисование штампом, губкой);
  • Знакомить с элементарными материально-техническими средствами изобразительной деятельности;
  • Формировать, уточнять и обогащать представления об объектах окружающего мира;
  • Развивать восприятие основных свойств и качеств изображаемых предметов (цвет, форма, величина, фактура);
  • Развивать целенаправленные движения кисти и пальцев рук, движения обеих рук под контролем зрения;
  • Создавать условия для развития у детей относительно самостоятельной изобразительной деятельности.

Для успешной изобразительной деятельности каждого ребенка, необходимыми условиями являются:

  • Создание игровой ситуации, эмоциональной атмосферы, предварительное наблюдение во время прогулки за объектами окружающей действительности, обыгрывание предметов, предназначенных для изображения;
  • Обеспечение разнообразных сенсорных ощущений детей (зрительное, тактильно-кинестетическое обследование);
  • Организация предметной среды (столы и мольберты, большие листы бумаги для рисования; материально-технические средства обучения: карандаши средней мягкости, различие по форме волоска кисти (плоские и круглые), по размеру (средние и толстые); мелки, краски, гуашь;
  • Проведение специальных упражнений по развитию движений пальцев и кисти рук;
  • Обязательная совместная деятельность детей и педагога.

Для успешного овладения детьми нетрадиционными художественными техниками мною составлен перспективный тематический план с учетом индивидуальных возможностей детей. До начала обучения проводится работа с детьми с целью выявления у них изобразительных умений и навыков. Занятия сначала проводятся индивидуально с каждым ребенком (для достижения хороших результатов), затем работа продолжается в группе.

  • Нетрадиционные техники рисования — это рисование необычными способами, материалами и инструментами (раздувание краски, рисование ватной палочкой, мятой бумагой, оттиски различных предметов, рисование с помощью штампов и др.). Это увлекательное занятие позволяет развить воображение, образное и творческое мышление, позволяет выразить себя и выплеснуть эмоции на лист бумаги. Нетрадиционные техники рисования не сложны в исполнении, но позволяют создать очень оригинальные работы. Поэтому многие из них доступны совсем маленьким детям, не умеющим держать кисть и детям с особенностями в развитии. Особое значение нетрадиционное рисование имеет для детей с ограниченными возможностями. Оно способствует развитию зрительного восприятия, взаимодействия рук и глаза, развивает точность движения рук.

В своей работе я использую нетрадиционные техники рисования, так как все необычное привлекает внимание детей и заставляет удивляться. У них развивается познавательный интерес. Занимаясь с детьми художественным творчеством, стараюсь расширить их сенсорный опыт, используя материалы с разной фактурой, даю возможность потрогать руками краски. Кроме того, во время занятий рисованием увеличивается время сохранения внимания, формируется умение выполнять цепочку последовательных действий, растет мотивация к деятельности. Постепенно дети понимают, что результат их работы ценится, а умения накапливаются.

Работая с «солнечными детьми», неизбежно сотрудничество с их родителями. Я использую любую возможность общения с родителями для установления доверительных отношений путём консультаций и бесед, совместных с родителями и детьми мастер-классов по нетрадиционному рисованию.

Дети  всему учатся в общении со взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать. Можно сделать вывод, что общение ребенка в семье с близкими ему людьми — важнейшее условие его психического развития.

Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества детей являются выставки детского рисунка. Они очень радуют детей и их родителей, ребенок становится успешнее. Наша совместная работа с родителями создает ребенку эмоционально — комфортное состояние.

По результатам работы можно сделать следующие выводы:

  • У детей улучшилось понимание речи, значительно пополнился словарный запас. Улучшилась концентрация внимания.
  • Дети стали проявлять яркий интерес к изобразительной деятельности, к различным материалам (гуашь, акварель, мелки).
  • Сформировались сенсорные эталоны цвета, формы, величины.
  • Преобладающим стал положительный эмоциональный фон (дети активны, жизнерадостны).

Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях. Это и есть главное в моей работе: занятия должны приносить детям только положительные эмоции.

Основными критериями результативности  работы считаю позитивную динамику в развитии детей с синдромом Дауна.

Чудо-деревья   |   Зима   |   Цветы для мамы   |   Маковое поле   |  Цветочки

Обновлено: 21.01.2021 — 08:13

9 комментариев

Оставить комментарий
  1. Оксана Иванова

    Скажи пожалуйста,а эти «солнечные дети» рисуют по образцу или по своим представлениям?

  2. Очень понятно и конкретно описан опыт работы со сложными ребятишками. Показана динамика их развития и результаты работы. Они вызывают уважение и восхищение, как и работа всех, кто владеет умениями, знаниями, силой характера не только сопереживать и сочувствовать таким детям и их родителям, но развивать их, обучать, выстраивать совместную работу, пробуждать свет и дарить тепло души.

    Обязательно посмотрите ролики занятий — такой восторг ребенка дорогого стоит! (Чудо-деревья)

    1. Тарасюк Татьяна Викторовна

      Спасибо за добрые слова. Индивидуальный подход в работе с детками и создание условий для их развития показывает хороший результат. Мы этому очень рады.

  3. Тарасюк Татьяна Викторовна

    Здравствуйте! Дети рисуют по разному. В зависимости от поставленной цели на занятии, можно и по желанию выбрать (полет фантазии) и отработать данную тему. Если есть необходимость, то конечно образец выполнения показываю на доске.

  4. Светлана

    Спасибо за интересный доклад. Вы озвучили то, что нужно каждому педагогу, напоминать себе о чудесной стороне наших занятий с детьми!

  5. Татьяна Михайловна

    Чудесно! А сколько радости у ребятишек!

    Здровья вам и успехов в такой трудной, но видно что результативной работе!

  6. Ковалева

    Скажите, вы сотрудничаете с логопедами или психологом, например, консультируетесь? У Вас группа детей с примерно одним и тем же диагнозом или смешанная? Опыт с детьми ОВЗ и другими «солнечными детьми» всегда интересен, уникален, важен!

    1. Тарасюк Татьяна Викторовна

      Здравствуйте! Наш детский сад работает по адаптированной программе, которая подразумевает инклюзию, тем самым в каждой группе присутствуют дети с разными диагнозами. Таким образом занятия строятся на индивидуальном подходе к каждому ребенку. Связь и работа с узкими специалистами в нашей работе просто необходима.

  7. Спасибо за интересный и очень полезный материал. Вот именно та техника, которая не требует от ребёнка большого усилия, а результат радует и окрыляет. Ваш труд достоин высших похвал. Какова средняя продолжительность таких занятий или это зависит от ребёнка? Ребёнок работает по образцу? Спасибо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

http://izo-natalka.ru/ © 2018 | Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных