Рисуем в Томске

Художник Наталья Антипьева

Совместная деятельность детей и родителей как основа воображения и визуального мышления (Проект «Валяние из шерсти. Сказка про Зайчика»)

Семенчук Светлана Николаевна, педагог дополнительного образования МБДОУ № 4 «Монтессори» г.Томска

Лучше других ребятам в детском саду известно, как заняты бывают родители, как мало у них свободного времени, как сложно привлечь их в свою игру или приобщить родителей к совместной деятельности.  Мы нарушили череду их серых будней, предложив яркий, творческий, событийный процесс. Им стал наш новый проект. Руководитель проекта педагог дополнительного образования МБДОУ №4 «Монтессори» г.Томска Семенчук Светлана Николаевна организовала проектную деятельность на базе первого и второго корпуса нашего учреждения. И хотя детско-родительский проект «Сказка про Зайчика» был задуман нами с целью создания благоприятной обстановки для творчества и эмоционального взаимодействия ребенка и родителей, вставших вместе на путь создания новой сказки, мы поставили перед собой задачи по развитию воображения и визуального мышления детей, участвующих в проекте.

В психологии визуальное мышление рассматривается как творческий способ решения задач на основе образного моделирования. Во время совместной деятельности (педагог – ребенок – родители) в рамках проекта «Сказка про Зайчика» перед ребенком ставился ряд творческих задач, во время решения которых, создавались условия для успешного развития его визуального мышления и воображения.

Визуальное мышление – умение видеть не только то, что можно увидеть глазами, но и умение нарисовать образ «в голове», опираясь на работу своего воображения, умение представить себе результат воплощения своего замысла. Мы говорим о развитии визуального мышления, когда видим, как ребенок в процессе знакомства с новым опытом может, пользуясь образцом, создать свой, уникальный и неповторимый продукт. Например, познакомившись с техникой мокрого валяния и создав в рамках занятия под руководством педагога продукт «Одеялко для Зайчика», ребенок представляет себе новый продукт и хочет получить его, пользуясь знанием алгоритма работы в новой технике. Например, он выбирает для работы и раскладывает шерсть других цветов, придумывает другой рисунок полотна, конструирует уже не одеялко, а люлечку, колыбель или конвертик для Зайчика. На этом этапе поддержать детский замысел должны опытный педагог и внимательные родители.

Главное – действовать, не навязывая ребенку свою волю и точку зрения, не снабжая его восприятие своими взрослыми стереотипами и шаблонами. Нужно терпеливо предоставить ребенку время для свободного выбора, освободить его от страха перед критерием «правильно выполненная работа», обеспечить его творческий процесс радостными эмоциями, яркими впечатлениями, способными зажечь творческую искру в сознании ребенка. Задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить юного мастера художественными материалами, познакомить его с разнообразными техниками и средствами художественной выразительности, дать возможность проявиться ребячьему замыслу, его воле и самостоятельности. Для этого прекрасно подходит тема, вырастающая из богатого,  древнего  и всеобъемлющего понятия «Сказка».

Наша сказка начала задумываться еще до нового года, когда мы с ребятами на занятиях художественной студии «Разноцветный мир» знакомились с техникой мокрого валяния. У нас возникла идея свалять одеялко для крошечного зайчика, который родился в лесу в новогоднюю ночь.

Проект «Сказка про Зайчика» приобрел в ходе развития трехчастную структуру (смотреть видеоролики 1 часть, 2 часть, 3 часть).

1 часть. Техника мокрого валяния. Создание одеялка для Зайчика. Мастерская для детей.

2 часть. Техника сухого валяния. Создание Зайчика. Мастерская для родителей.

3 часть.

А) Техника мокрого валяния. Создание люльки, конверта или колыбельки для Зайчика. Совместная деятельность детей и родителей.

Б) Сочинение сказок, создание иллюстраций на тему «Зайчик».

В) Завершение проекта сказочным вручением зайчиков.

На первом этапе проекта ребята, окрыленные новой сказкой и ожиданием чудес, воодушевленно выполнили свою работу по подготовке к встрече с зайчиком, сваляли одеялки из шерсти и стали терпеливо ждать его появления.

В каникулы родители, живо отозвавшиеся на нашу сказку, открыли 2 этап проекта и создали во время родительских мастерских зайчиков в технике сухого валяния.

После этого начался третий этап проекта, заключительный и значительный, в течение которого ребята удерживали свой и родительский интерес, воплощали свои замыслы по созданию сказки и сказочного продукта (люлек, конвертов, колыбелей, иллюстраций).

На занятиях в студии ребятам была предложена тема «Сказка про Зайчика» для создания и иллюстрирования сказочных историй. Ребята во время работы призвали на помощь свое воображение и смогли увидеть и описать зайчика, которого так долго ждали. Проект не завершился даже тогда, когда все участники получили своих зайчиков, сваляв для них одеялко и люлечку. Сказка про зайчика продолжает жить своей удивительной и неповторимой жизнью в каждой семье наших ребят.

Отзывы родителей о мастерских и проекте

Спасибо, Светлана, за мастерскую. Валяние – очень увлекательный процесс! Вот что получилось…

Ульяша бутылочку с молочком подготовила. Теперь тайно передать Вам зайчика и ждать его рождения? А люлечку Ульяна унесет в мастерскую?

(Юлия, мама Ули)

Спасибо, Светлана. Мы в воскресенье с детьми занимались колыбельками. Дети сами предложили, как колыбельки украсить.

 (Юлия, мама Жени и Арины)

Света, спасибо, что придумали такую увлекательную игру детям и мамам!

 (Ольга, мама Алисы)

Светлана, спасибо за ролик. Такая наглядная инструкция! Аня рассказала, что валяли одеялко. А я ей рассказала, что у нее потом тоже зайчик будет. Аня трепетно ждет зайчика с самого нового года. Спасибо, что вносите в жизнь детей сказку!

(Елена, мама Ани)

Светочка! Диана (это наш зайчик) теперь просто хит!

(Светлана, мама Ани)

  Люлечка ооооооооооооооо!

Одеяяяяялко! Ооо, какая милота! Светочка, спасибо тебе большое, что ты этим занимаешься с детьми!

(Юлия, мама Левы)

Доброе утро, Света. Оставили на вахте на подоконнике черный пакетик. Там люлечка и новорожденный. Заберите, пожалуйста, в студию.

(Лариса, мама Егора)

Это просто чудо, Света!!! Спасибо большое.

(Наталья, мама Вари)

Как же здорово! Спасибо!

(Елена, мама Агаты)

Прелесть какая!

Ну, на следующей неделе и в нашей семье будет прибавление. Может успеем и люлечку подготовить!

Света, спасибо Вам за такую чудесную сказку! Захар целыми днями только и говорит про зайчика, которого сделают воспитатели и Света, и про срочность изготовления люлечки! Мама, СРОЧНО найди целлофан с шариками! И сеточку!!! Без этих материалов НЕЛЬЗЯ никак!

Света!!! Спасибо. Маленькие творцы – Чудо!!!

 (Юлия, мама Захара)

3 часть Сказка.mp4 (129870937)

2 часть валяние сухое.mp4 (159134549)

1 часть проект Сказка про Зайчика валяние мокрое.mp4 (186806990)

Обновлено: 21.01.2021 — 10:38

5 комментариев

Оставить комментарий
  1. Интересно было познакомиться с процессом валяния )) очень наглядные видеоролики!

    1. Светлана

      Спасибо. Надеюсь, интерес к технике валяния проснется у всех, кто с ней познакомится. С удовольствием готовила ролики. У нас сейчас такой зайчиковый бум в саду!!!

  2. Светлана,не перестаешь удивлять своим творческим потенциалом,замечательными и интересными идеями и необыкновенными сказками!!!Это такое чудо!Простые,но ооочень увлекательные мастер-классы!!!А какой восторг у детей и мам!!!Светочка,спасибо тебе!С нетерпением,буду ждать книгу с детскими сказками и твоими иллюстрациями про Зайчика)))

  3. Очень интересный материал. Такой позитив исходит и от педагога и от детей. Заряжает энергией. Обязательно возьму на заметку ваш проект.

  4. Татьяна Михайловна

    Очень понравилась ваша трилогия про зайчиков...Как будто побывала на театральной постановке.Все вовлечены в процесс. И родители, и дети.Здорово!

    У меня вопрос к вам.А тема зайчиков- это какой-то ограниченный временными рамками проект или постоянно действующая в течении всего года работа. Другая тематика тоже присутствует?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

http://izo-natalka.ru/ © 2018 | Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных