Рисуем в Томске

Художник Наталья Антипьева

Приобщение детей к национально-региональным ценностям на занятиях ИЗО

Бай Юлианна Михайловна, педагог дополнительного образования

МАОУ ДО ДЮЦ «Звёздочка», руководитель творческих объединений

«Юные дарования», «Акварельки», «Город игрушек»

 

Описание презентации

Слайд № 2. «Цели и задачи»                             

Цель:

создание условий для приобщения учащихся к национально-региональным ценностям на занятиях ИЗО.

Задачи:

— воспитание уважения к людям, их обычаям и традициям;

— формирование способности видеть красоту окружающего мира;

— формирование эстетического вкуса и воображения;

— приобщение к изобразительному искусству через традиции и обычаи народа.

Слайд № 3. «Актуальность»

   Приобщение детей к национально-региональному ценностям тесно связано:

— с духовно-нравственным и патриотическим воспитанием;

— с защитой региональных культурных традиций;

— с необходимостью сохранения единого образовательного пространства нашей страны;

— с воспитанием детей в образовательной среде с национальным колоритом.

   Комплекс исторических, культурных, национальных и природных особенностей, характерных для Томской области и города Томска является объектом изучения на занятиях в нашем творческом объединении «Юные дарования».

 Добрососедские отношения между народами области, насчитывающие в одних случаях сотни, в других десятки лет, привели к образованию общего культурного фона, в который каждый этнос внес свою лепту.

  Актуальность данной темы состоит в сохранении самобытности и развитии всех этнических групп на территории Томской области.

Слайд № 4. «Особенность Томской области – многонациональность»

Результаты переписи населения показали, что этнический состав области непрерывно меняется. Томская область остается многонациональной, на её территории в 2002 г. зафиксировано представителей 116 этносов, в 2010 г. – 140. Наибольшую численность имеют русские (92,1 % населения области). Численность четырёх народов превышает 4 тыс. человек. Это татары (1,7 %), украинцы (1,1 %), немцы (0,9 %), азербайджанцы (0,4 %). Численность всех остальных этносов в совокупности составляет 8 % населения. [1]

Эти народы живут на территории области уже несколько веков, взаимно обогащая свои культуры.

О многонациональности Томской области на занятиях по изобразительному искусству мы говорим с детьми много. Отмечаем, что народы живут в согласии и дружбе. Хотелось бы остановиться на особенностях культуры русского населения, самого многочисленного в нашем регионе.

Приобщение к национально-региональному компоненту ведётся с учётом особенностей культуры народа.  

Слайд № 5. «Направления образовательной и воспитательной деятельности по теме: «Особенности культуры народа».

  1. Общие сведения.
  2. Хозяйство и средства передвижения.
  3. Поселения, постройки и жилища.
  4. Одежда.
  5. Пища и утварь.
  6. Календарные обряды.

Каждая из этих тем отображается в нашем детском творчестве. Отдельные темы, такие как «Календарные обряды», мы прорабатываем при подготовке к конкурсам: «Красота Божьего мира», «Светлый праздник Рождества Христова», «Пасхальная радость». Тема «Поселения, постройки и жилища» отражена была в подготовке к 415-летию города Томска и участию в конкурсах, посвящённых этой дате. Тема  «Пища и утварь» по содержанию хорошо охватывает подготовительную работу для постановки и рисования натюрмортов. А темы – «Одежда», «Хозяйство и средства передвижения» встречаются в конкурсах иллюстраций к художественным произведениям, сказкам, рассказам и былинам – «Легенды и сказки Земли Сибирской», «Вдохновение», «Моя любовь — моя Россия».

Слайд № 6. «Общие сведения о русских сибиряках»

По времени переселения русские сибиряки называются — чалдоны, россейские, по религиозным особенностям – кержаки, староверы, мирские. По численности населения в Томской области русские составляют по данным переписи населения 2010 года – 922 723 человек. Русский язык принадлежит к славянской группе индоевропейской языковой семьи. Вариант кириллицы лежит в основе алфавита. Большинство русских являются православными христианами, в том числе и старообрядцы. Переселение русского народа на территорию Томской области связано с присоединением к Русскому государству Сибири, начиная с конца XVI века, с основания Нарымского и Кетского острогов, и в 1604 году основания Томского города. Первые русские переселенцы были выходцы из центральных и южных губерний. Конные и пешие казаки, служилые люди стали основателями многих томских селений. Старообрядцы появились на томской земле после раскола Русской Православной Церкви в середине XVII века. Раскол произошёл в результате церковных реформ патриарха Никона. Последователи старой веры отказались принять реформы и начали уходить в самые недоступные места нашей страны, начали осваивать Сибирь. Старообрядцы сохранили древние русские обычаи, одежду, хозяйственно-бытовой уклад, представляющий большой интерес для истории. Даже сейчас во многих селениях Томской области живут потомки старообрядцев. Староверы соблюдают обычаи, посты и запреты, например, не едят из одной посуды с мирскими (даже если это их дети).

Слайд № 7, 8, 9. «Бескрайние просторы Сибири»

Пашенное земледелие пришло в Сибирь с русскими переселенцами. Они распахивали лесные поляны вокруг города и выращивали яровую и озимую рожь, пшеницу, овёс, ячмень, горох, лён, коноплю и овощи. В рисунках детей отражена природа Томской области. Изучая композицию пейзажа, осваивая классические техники рисования, такие, как гуашь и акварель, ребята стараются передать красоту  и мощь Земли Сибирской.

Слайд № 10. «Пашенное земледелие русских сибиряков»

Вспахивали землю деревянными боронами с металлическими зубьями, сеяли зерно, жали серпами. Затем в снопы связывали сжатый хлеб и перевозили для просушки и обмолота. Зерно обмолачивали на току вручную с помощью деревянных молотил. Для перемалывания зерна в муку в каждом хозяйстве использовали ручные жернова из двух берёзовых чурок с набитыми железками для лучшего измельчения.

Данную тему предстоит нам с ребятами проработать на наших  занятиях.

Слайд № 11. «Сельское хозяйство русских сибиряков»

Русские переселенцы разводили крупный рогатый скот, лошадей, коз, овец, свиней, кур и гусей. Лошади нарымской породы в условиях сурового сибирского климата были очень неприхотливы и выносливы. Для содержания скота строили скотные дворы и заготавливали сено. Важной отраслью домашнего хозяйства было разведение собак не только для охоты, но и для получения шкур на одежду и шерсти для вязания тёплых вещей.

Рисование домашних животных, обитателей леса очень нравится детям. Особенно ребята любят изображать детёнышей животных.

Слайд № 12. «Дополнительные добывающие промыслы»

Охота, рыболовство и сбор дикоросов были дополнительными добывающими промыслами. В пригороде томских селений было развито ремесло изготовления лодок, телег, саней, колёс, мебели, посуды, бочек и плотницкое дело. Кузнецы в каждом селении выковывали металлические орудия труда. Хорошо было развито ручное ткачество, валяние овечьей шерсти для валенок и мужских головных уборов. Верхнюю одежду шили из выделанных шкур овечьих, собачьих и шкур диких животных.

Тема «Дополнительные добывающие промыслы» весьма обширна и благодатна для изобразительной деятельности.

Слайд № 13. «Средства передвижения русских сибиряков»

Основным средством передвижения был гужевой транспорт — лошади в специальной упряжи (оглобель, дуги, хомута, вожжей, узды). Зимой это были сани с полозьями, а летом – повозки на колёсах. По рекам сибиряки передвигались на лодках. Средством передвижения охотников по снегу служили широкие лыжи. А для перевозки грузов по снегу использовали нарты. Грузы на спине переносили в коробах из бересты и кузовах. Ручной груз переносили в корзинах и деревянных вёдрах. Воду носили с помощью коромысла в двух вёдрах на плечах.

О «Средствах передвижения русских сибиряков» можно предложить ребятам создать исследовательские проекты.

Слайд № 14. «Поселения русских»

Первые городки на томской земле – остроги – стали первыми поселениями русских в Сибири. Вокруг них вырастали сельские поселения – сёла и деревни, заимки и выселки. Томские селения строились по берегам рек – Томи, Оби, Кети, Парабели, Чулыма. Именно реки служили основным транспортным путём передвижения. Выбор места для поселения определялся практическими и духовными потребностями человека. В Сибири есть много легенд о чудотворных иконах, которые чудесным образом появлялись в том месте, где должно было бы появиться селение или церковь. Основным типом поселения в Сибири были деревни около десятка дворов. Село было больших размеров, и в нём была церковь, административные органы.

Слайд № 15. «Постройки и жилища русских сибиряков»

Избы томские сибиряки рубили из деревьев хвойных пород, в основном из сосны. Из берёзы обычно рубили хозяйственные постройки и срубы для колодцев. В старину единственным орудием плотника был топор. Брёвна соединяли между собой без применения гвоздей, с помощью выступов, врезок и шипов. На крыши использовали тёс. Окна в домах прорубали выходящими на юг и юго-восток, чтобы в доме весь день было солнечно. В пригородных селениях  прорубали окна с арочным верхом, с резными наличниками и ставнями. Дома строили четырёх- , пяти- и шестистенные. Шестистенные двухэтажные дома-крестовики на рубеже XIX-XX веков были показателем благосостояния хозяев.

Изучение архитектурных особенностей домов является обязательным для всех воспитанников объединения «Юные дарования».

Слайд № 16. «Внутреннее убранство русской избы и горницы»

Отапливались дома печным отоплением. Печь и передний угол, разделённые по диагонали, являются значимыми ритуальными центрами в жилище. Русская печь играет важную роль в русских обрядах. Передний угол, где размещались иконы на угловой полочке – «божничке», стоял стол и вдоль стен встраивали лавки, был самым почётным местом в доме. Интерьер горницы отличался от планировки избы. В горнице вся мебель была переносная, стояла деревянная кровать с периной и множеством подушек. Горница чаще всего служила для приёма гостей по праздникам.

Интерьер избы и горницы прорабатывался и будет дальше изучаться в творческих работах.

Слайд № 17. «Одежда русских сибиряков»

Одежду сибиряки изготавливали в основном из материалов, которые производили в своём хозяйстве. Ручное ткачество и традиционная одежда – женский костюм – косоклинный сарафан, домотканая рубаха и шапочка-сашмура дольше всего сохранялся у старообрядцев. В конце XIX – начале XX вв., преобладающим стал «городской» костюм – кофта и юбка. Также сохранялась традиция ношения женского головного убора. Самыми распространёнными головными уборами русских женщин служили и служат платки, шали, полушалки. В зимнее время женщины надевали 2-3 шали. Самая верхняя шаль была клетчатой с кистями, закалывалась булавкой.

Мужская одежда состояла из рубахи-косоворотки навыпуск, подвязанной тканым поясом и штанов-шаровар, заправленных в сапоги. Тканый пояс наряду с крестом считался оберегом от злых сил. Летом у мужчин головными уборами служили картузы, валяные колпаки с отогнутыми наверх краями, а зимой – шапки-ушанки, папахи, малахаи. Зимой носили овчинные шубы, полушубки, тулупы из собачьих шкур. Обувью служили меховые унты, валяные пимы с узорами по голенищу.

Тема одежды русской национальности встречается часто в конкурсах иллюстративного характера. Это и сказки, и рассказы, и былины.

Слайд № 18. «Праздничная пища русских сибиряков»

Блюда из крупы и мучные, дополняемые овощами, рыбными и мясомолочными продуктами, были основными продуктами питания русских сибиряков. Хлеб играл большую роль в питании русских переселенцев и считался священным. Пожелание «хлеб да соль» обозначало пожелание благополучия. Хлеб, квашня и зерно – это символ благополучия и достатка в семье. Пироги, блины, шаньги в Сибири особенно любили. На праздники готовили обрядовое печенье: к Рождеству в виде фигурок животных – «козульки», весной на Сороки в виде птичек – «жаворонки», а на Пасху пекли куличи. Также лепили пельмени с начинкой из мяса. Каши готовили из гречихи, овса, гороха и ячменя. С давних времён каши являлись обрядовым блюдом, потому что сила цельных зёрен передавалась человеку.

Дети с удовольствием рисуют «Праздничные натюрморты» — «Новогодний», «Рождественский», «Пасхальный»

Слайд № 19. «Пища русских сибиряков»

Летом сибиряки готовили окрошку с квасом. До появления картофеля его заменяла репа, поэтому с ней  вязаны сказки, загадки, пословицы. Пряностями служили чеснок, хрен, редька, колба. Семена мака и головки чеснока служили оберегами. Ягоды, орехи, грибы – все эти богатые витаминами продукты -  русские заготавливали на зиму и хранили в прохладном месте.

Овощные, ягодные и грибные натюрморты обязательны для изучения ребятами особенностей изображения даров природы.

Слайд № 20. «Посуда русских сибиряков»

Для хранения продуктов использовалась посуда, сделанная своими руками из бересты, дерева или глины. А вот металлическую посуду – котлы, самовары, чугунки и сковороды – покупали у мастеров.

Ни один натюрморт не обходится без изображения посуды. Особенно интересно рисовать корзины, которые сплетены из бересты, прутьев. Мы подробно изучаем строение формы посуды, материал, из которого она выполнена, пытаемся повторить фактуру материала.

Слайд № 21. «Календарные обряды русских сибиряков – Рождество Христово»

Народные традиции, определяемые сменой времён года, имели огромное значение в жизни русских сибиряков. Зимой праздновали Рождество Христово (7 января), отмечали зимний солнцеворот, прибавление светового дня. Святки, от Рождества до Крещения (19 января), включая Новый год (14 января), сопровождались колядованием и гаданиями, обрядами на обеспечение будущего урожая. На Крещение на реке сооружали прорубь в виде креста – иордань. Священник освящал воду в проруби, люди умывались Святой водой, запасались ею, а некоторые купались в проруби для смывания грехов. Масленица была первым весенним праздником.

Тема Календарных обрядов отражена в рисунках детей.

Слайд № 22. «Календарные обряды русских сибиряков – Вербное воскресение»

Праздновали Вербное воскресение, приносили в дом веточки вербы.

Слайд № 23. «Календарные обряды русских сибиряков – Светлая Пасха»

На Пасху праздновали Светлое Воскресение Христа, радовались солнечному свету, проводили весенние гуляния, хороводы и игры. Троица, на 50-й день после Пасхи, открывала летний период народного календаря. Всем селом выходили на высокий берег реки или в лес, на поляну и устраивали «пир на весь мир», почитали зелень молодую.

Слайд № 24. «Календарные обряды русских сибиряков — Спасы»

А в августе наступали Спасы – медовый, яблочный – когда можно уже было попробовать плоды своего труда, освящая первые – яблоки, мёд, овощи, орехи и, самое главное, хлеб нового урожая.

Слайд № 25. «Календарные обряды русских сибиряков — Покров»

О приближении зимы извещали улетающие птицы на Семёнов день (14 сентября). На Покров (14 октября) ждали снежного покрова, который уже не растает. Календарные обряды приобщали новые поколения к хозяйственной и общественной жизни, способствовали преемственности поколений и созданию новых семей.

Слайд № 26. «Изображения Святых в творчестве детей»

К рисованию изображений на эту тему мы приступаем с 14-летнего возраста. К этому времени уже подросток знает и умеет изобразить пропорции лица человека и психологически готов к такой глубокой для понимания бытия теме.

Слайд № 27. «Храмы города Томска в творчестве детей»

Архитектура храмов для детского понимания сложна. Знакомиться с данной темой дети начинают с первого года обучения, то есть, с 7 лет. А подходить к рисованию церквей и храмов мы начинаем с 10-летнего возраста, когда ребёнок желает, может и готов это рисовать.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что изучение детьми  данных тем создаёт благоприятные условия для их приобщения к национально-региональным ценностям. Это способствует познанию окружающего мира, духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей.

Приобщение детей к национально-региональным ценностям

Обновлено: 09.06.2021 — 13:20

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

http://izo-natalka.ru/ © 2018 | Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных