Рисуем в Томске

Художник Наталья Антипьева

Применение активных форм обучения при изучении предмета «Живопись»

Гончарова Любовь Владимировна, преподаватель художественных дисциплин МАУДО «Детская школа искусств» г. Колпашево

Современное образование нацелено на воспитание совершенно самостоятельной, умеющей рассуждать и принимать собственные решения личности. Старые методы в данной ситуации просто не работают. Поэтому нам, педагогам, необходимо искать новые методы и формы работы с детьми.  Изучение методического материала по живописи привело меня к выводу, что практически всегда изучение темы «декоративный натюрморт» проводится в традиционной форме, и преподаватель излагает материал самостоятельно. Размышляя над тем, какие бы формы помогли активизировать деятельность детей при изучении данной темы, пришла к использованию активных методов, при которых обучение перестает носить репродуктивный характер и превращается в произвольную, четко определенную деятельность учащихся по наработке и преобразованию собственного опыта и компетентности.

Рассмотрим применение активных методов обучения при знакомстве с понятием «декоративный натюрморт».

В предложенной разработке раскрыта методика проведения урока знакомства с декоративным натюрмортом, выполненным различными методами и формами: урок-открытие новых знаний с применением элементов технологии «пазл» и игровых технологий. На уроке применяются активные методы обучения: элементы технологии «пазл» и сравнительного анализа, позволяющие детям найти знания самостоятельно, а не получать их в готовом виде. Данные методы дают возможность обучающимся принимать активное участие в процессе обучения, делать выводы по конкретной теме, представлять и отстаивать свою точку зрения, обмениваться знаниями со своими одноклассниками. Также они позволяют повысить активизацию учащихся, углубить их знания, повысить интерес к изучаемому материалу.

Методическая разработка урока

Тема урока: «Декоративный натюрморт с интересным главным предметом»

Тип урока: открытие новых знаний

Форма организации урока: творческая лаборатория

Методы и приемы, использованные на уроке:

элементы технологии «пазл»,

элементы сравнительного анализа,

объяснительно-иллюстративный (объяснение, рассматривание предметов, схем),

элементы игровой технологии,

самостоятельная практическая работа.

Формы работы:, групповая, парная, индивидуальная.

Продолжительность: 3 урока по 40 мин с переменами в 10 мин.

Класс: 1 (10-11 лет)

Оборудование: схемы «Градации объема», «Трансформация предмета», постановка из 3-х предметов и драпировки, пазлы, папки с картинами, изображающими декоративный натюрморт, мешочек с предметами для игры, листы А4, маркеры для заданий.

Материалы: лист А3, карандаш, ластик,

  1. Организационный момент.

В классе расставлены столы, образуя две рабочие зоны для двух команд. Каждый обучающийся класса при входе получает пазл и занимает любое свободное рабочее  место.

Педагог: Здравствуйте, ребята. Все вы при входе получили пазл, изнаночная сторона которого зеленая или синяя. Таким образом, мы разделимся на две команды (синие и зеленые).

  1. Актуализация знаний

Ребята рассаживаются, согласно цветовому разделению.

Педагог: Тему нашего с вами урока я не буду озвучивать, думаю, что вы мне ее назовете сами, после того как выполните несколько заданий. Первое из них:

У каждого из вас есть пазл – соберите целую картину. На выполнение задания вам дается 2 минуты.

Картины собраны. И дети определяют, что на них нарисованы натюрморты.

Педагог: Хорошо. У меня есть четыре помощника, которые помогут нам вспомнить некоторые факты о натюрморте.

1 ученик: Слово «натюрморт» в переводе с французского означает «мёртвая природа» . Натюрморт – это художественное изображение неодушевлённых предметов: растений, дичи, посуды и т.д. Художник не изображает предметы «с натуры», как они расположены в интерьере, а сознательно так компонует их.

2 ученик: Натюрморт – это жанр, в котором художник выражает свое отношение к действительности, изображая предметы и наделяя их в картине своим смыслом.

3 ученик: Художник изображает внешний мир. Раскрываются не только физические свойства вещей, но и их значение для человека, роль, которую они играют в его жизни. Так мы узнаем быт эпохи, страны.

4 ученик: Художник рассматривает предметы вблизи, показывает их зрителю крупным планом в разных ракурсах. Именно это позволяет зрителю по-новому увидеть привычные, знакомые вещи, оценить их красоту. Именно предметы являются главными героями натюрморта.

Педагог: Несомненно, главными героями в натюрморте являются предметы. Вещи, которые подаются «крупным планом», чтобы можно было вглядеться в их красоту. Каждый предмет имеет свою форму, фактуру, плотность и т.д.

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Узнай предмет на ощупь». (5 минут)

Цель игры: закрепить знания о форме вещей, осязательное обследование формы, поверхности, соотнести осязательные ощущения с имеющимися зрительными представлениями.

Материал: набор фруктов и овощей, простых предметов быта, мешочек из ткани.

Руководство: Команды сидят на своих местах. Мешочек с фруктами и овощами находится у преподавателя в руках. Он по очереди подходит к представителям команд. Те, в свою очередь, опускают руку в мешочек, нащупывают какой-то предмет и пытаются отгадать, что это. Рассказывают о предмете, какой он формы, твердый или мягкий, какая у него поверхность – гладкая или шероховатая. А в конце говорят, что это за предмет. Потом достают его из мешочка и смотрят, правильно ли его узнали.

Пояснения: данная игра помогает лучше прочувствовать форму вещей через тактильное и осязательное восприятие.

  1. Открытие новых знаний

Педагог: А теперь я предлагаю вам выполнить следующее задание

 «Шерлок Холмс»: от каждой команды по одному участнику подходят ко мне и получают  папку с заданием. Вам нужно  хорошо изучить материал папки  и сравнить с натюрмортом на собранном пазле. Найти общие и отличительные черты по конкретному критерию. У каждой рабочей группы свой критерий.

После того, как вы справитесь с задачей, возвращаетесь к своей группе  и рассказываете о проделанной работе. Группой выстраиваете критерии по порядку, указанному в папке. Представитель каждой команды озвучивает результаты работы. Время на выполнение 15 мин.

Пояснения: Для парной работы были предложены папки с заданиями: задания индивидуальны для каждой пары, а содержание – одинаковое. В процессе парной работы используется метод сравнительного анализа. Анализируя и сравнивая готовые репродукции картин, обучающиеся способны  увидеть и понять конкретные отличия реалистичного и декоративного натюрмортов, сделать выводы и представить свою работу группе. Подобная работа позволяет детям без особого труда сформулировать тему урока.

Педагог: Давайте теперь сформулируем тему урока.

Педагог: как вы уже отметили, сегодня мы знакомимся с декоративным натюрмортом и начнем его рисовать. Вы уже сами разобрались в особенностях декоративного натюрморта. Давайте еще раз их озвучим:

(на мониторе — слайд, на котором последовательно появляются пазлы. Каждый пазл содержит в себе информацию )

Плодотворно поработав в группах, мы с вами собрали воедино всю главную информацию о декоративном натюрморте, его отличительных особенностях.

К тому же, декоративность подразумевает под собой переработку объектов, а именно, трансформацию, деформацию, преуменьшение или преувеличение, использование декоративных элементов. Можно упростить или усложнить форму, цвет, детали объекта, а также отказаться от передачи объема. Однако упростить форму вовсе не значит обеднить ее, упростить – значит подчеркнуть самые выразительные стороны, опустив малозначащие детали.

Можно сохранить форму или трансформировать геометрически, при этом конкретнее выявлять конструкцию предметов, пропорции. Введение декоративных деталей, орнамента, обводок позволяет сохранить стилевое единство, добавить личное, авторский взгляд на натуру – это прекрасный момент для творчества.

Для того, чтобы разобраться на практике с особенностями трансформации, предлагаю каждой группе преобразовать один предмет. Работать нужно сообща.

Педагог выдает каждой команде лист бумаги и маркеры и 1 простой предмет. На работу отводится 5 мин.

Примечания: Самостоятельная работа по трансформации предметов позволяет на практике разобраться и понять особенности стилизации объектов.

Педагог: Последовательность ведения работы как реалистичного, так и декоративного натюрморта схожа. Все начинается с эскиза. Давайте обратимся к наглядному пособию.

Самостоятельная практическая работа

Педагог: Вы меня спросите: почему мы так подробно разбирали трансформацию и преображение? Все дело в том, что сегодня мы будем работать с натуры, но в то же время предметы мы будем изменять, помогая им стать более декоративными и выразительными. Для работы нам понадобится лист А3, карандаш, острый глаз и фантазия.

На выполнение эскизов до конца урока отводится 30 мин.

3 урок

На завершение работы над эскизами дается 10 мин. Далее ребята выбирают наиболее удачный эскиз для переноса на большой формат листа. Анализ и отбор наиболее удачного варианта.

Выполнение наброска 15 мин.

  1. Рефлексия

На доске размещаются все наброски натюрморта. Детям предлагается проанализировать работы (как свою, так и одноклассников) по плану:

  1. Получилось ли изобразить декоративный натюрморт? Докажите.
  2. Назовите наиболее удачные моменты в картине и неудачные.
  3. Как можно было бы улучшить работу?

Примечания: способность к самооценке стараюсь развивать на каждом уроке. Обучающиеся оценивают свою работу, а также работы своих одноклассников.

  1. Итог урока

Педагог: Я вижу, что вы хорошо разобрались с понятием «декоративный натюрморт» и можете видеть отличия реалистичного и декоративного натюрморта.

(На доске появляется надпись «Натюрморт»).

Педагог: Закончить наш урок я хотела бы следующим: на столе лежат буквы, из которых можно составить слово декоративный. Если вы хорошо разобрались с темой урока и информация, которую вы сегодня узнали, была вам интересна и пригодится в дальнейшем, то берете букву оранжевого цвета, а если вы не поняли материал или информация вам была не интересна, берете букву синего цвета. (Дети по очереди выходят к доске и составляют слово «Декоративный»).

Педагог: Я вижу, что материал вами усвоен и будет вам полезен. На следующем уроке мы продолжим работу над декоративным натюрмортом уже в цвете.

В заключении хочу отметить, что активность детей в ходе урока была очень высока, они с большим желанием включались в работу над предлагаемыми  заданиями, а учебный материал, который они сами «открыли», усвоен намного эффективнее.

Применение активных форм обучения при изучении предмета «Живопись»

 

Обновлено: 22.01.2021 — 11:27

3 комментария

Оставить комментарий
  1. Тема хорошая, но материал понятен только тем, кто знаком с содержанием понятий «градация» и «трансформация». Вы пишете о схемах, вероятно, раскрывающих их суть — было бы хорошо познакомить с ними и читателя данной статьи.

  2. Ковалева

    Тема интересная, на практике получается проводить занятия со стольким количеством игр? Хотелось бы применить данную тему на своих занятиях, с детьми 9 лет.

  3. Татьяна Михайловна

    Прекрасные работы детей! Согласна с Натальей Николаевной- было бы хорошо познакомиться со схемами.Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

http://izo-natalka.ru/ © 2018 | Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных