Файт Татьяна Михайловна, педагог дополнительного образования МАДОУ № 76 г. Томска.
Программа «Волшебная кисточка» имеет художественно-эстетическую направленность. В основе программы лежат разработки Лыковой Ириной Александровной, которая является кандидатом педагогических наук, старшим научным сотрудником Института художественного образования Российской Академии Образования.
Программа «Волшебная кисточка» рассчитана на работу с детьми в возрасте от 5 до 7 лет, состоит из двух модулей, форма реализации - кружковая работа. Задача педагога развивать ребенка, как творческую личность, стремится ввести его в «большое искусство», становясь посредником между ним и нежной, хрупкой, эмоциональной и отзывчивой на все новое, удивительное, яркое душой ребенка.
Дети на занятиях не только рисуют, но и слушают музыку великих композиторов (Чайковский П. «Вальс снежных хлопьев», Вивальди Цикл «Времена года», Рахманинов С. «Весенний поток», Шостакович Д. Прелюдия №5 «Душа», Мусоргский М. «Злюка», «Плакса» и др.), рассматривают картины известных мировых художников (Айвазовский И. «Буря на Черном море», Левитан И. «Золотая осень», Шилов «Портрет матери», И. Левитан «Цветущие яблони», Васнецов «На пашне» и др.)
Актуальность программы заключается в необходимости в раннем возрасте заложить гармоничное представление о мире и правильное отношение к действительности, которое возможно только на основе морально-нравственных ценностей и духовных основ. Важно раскрыть детям предназначение искусства, как служение человеку для возвышения его духа, изначальное назначение художника – создание произведений, служащих, прежде всего духовной пищей, представляющих совокупность красоты и высоконравственного, доброго смысла.
Цели программы
Главной целью программы является формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной.
Задачи обучения
- формировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению, знакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства;
- развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, эстетические чувства и понимание прекрасного, развивать интерес и любовь к искусству;
- способствовать духовно-нравственному воспитанию, эстетическому развитию детей, приобщить их к общечеловеческим ценностям;
- познакомить детей с красотой и богатством национального и мирового искусства.
Особенности методики и организации образовательного процесса
Содержание программы строится как восхождение по ступенькам познания ребёнком (и каждым человеком) огромного и увлекательного мира искусства. Шаг за шагом ребенок постигает образный язык изобразительного искусства и знакомится с возможностями различных художественных материалов. Каждое занятие — новый шаг в познании. А познание это происходит как через восприятие искусства (профессионального и народного), так и через практическую творческую деятельность ребёнка.
Изучение русского декоративно-прикладного искусства обеспечивает развитие эмоционально-эстетического отношения к национальной культуре, знание традиций.
Структура программы
Структурной особенностью курса является блочно-тематическое планирование содержания занятий, выстроенных от простого к сложному.
- Содержание каждого модуля основывается на восьми тематических блоках.
- Блок 1.Волшебная палитра.
- Блок 2. «Есть в осени первоначальной печальная, но дивная пора...»
- Блок 3. «Зимняя сказка»
- Блок 4. «Народные умельцы»
- Блок 5. «Человек»
- Блок 6. «Весне – привет! Весне- дорогу!»
- Блок 7. «Наши меньшие друзья».
- Блок 8. «Здравствуй лето!»
Основное место занимает рисунок, композиция и азбука народного творчества.
Программа рассчитана на два года обучения.
Численность группы — 10-12 человек.
Первый модуль (возраст детей 5-6 лет) — 36 часов;
Второй модуль (возраст детей 6-7 лет) -36 часов;
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учётом уровня развития детей.
Основной принцип – развитие творческой индивидуальности каждого ребенка, побуждение к самостоятельному творчеству.
С этой целью педагог знакомит детей с работами народных мастеров, с шедеврами живописи и графики, проводится слушание музыки великих композиторов.
Важнейший показатель эффективности проведённой педагогической работы — изменения в поведении детей. Если неуверенный в себе, замкнутый ребёнок стал весёлым, с удовольствием рисует и доводит начатую работу до конца, выражает желание продемонстрировать её другим людям, то педагог близок к цели.
Опыт работы по данной программе показал, что использование в работе музыкальных и поэтических образов, повышает художественно-творческую активность детей, учит «глазами души» смотреть на мир, стремясь увидеть его суть, любуясь им, подводит детей к пониманию того, что красота в природе, красота и добро в жизни, красота в искусстве неотделимы.