Рисуем в Томске

Художник Наталья Антипьева

Представление авторской методической разработки «Декоративный автопортрет»

Автор: Гемская Н.Ф., преподаватель МАУДО «ДШИ» г. Колпашево

В предпрофессиональной общеразвивающей программе в области изобразительного искусства «Живопись» умение рисовать портрет и автопортрет является одной из задач, которую решают при освоении разных предметов.

Автопортрет – это живописное изображение художника, выполненное им самим при помощи одного зеркала или системы зеркал. Содержит оценку своей личности, своей роли в общественной жизни и искусстве, декларацию своих творческих принципов. Художник может быть представлен в разных обличьях, в разных одеждах.
Автопортрет требует от художника искусства самопознания. Рассмотрим виды автопортрета на примере работ Зинаиды Серебряковой.

Искусствовед Г.Л. Васильева-Шляпина  выделяет 4 вида автопортрета: профессиональный, то есть тот, на котором художник изображен за работой,   личностный, раскрывающий моральные и психологические черты художника, «представительский, или символический, автопортрет» — художник изображает себя в образе исторического лица или религиозного героя и «групповой портрет» — художник изображен с членами семьи или другими реальными лицами.

По технике исполнения портреты тоже могут отличаться. Рассмотрим представленные на слайде декоративные техники рисования портрета. Декор означает украшение узором. Как вы видите, декоративные варианты автопортретов разнообразны.

К декоративному автопортрету приходим постепенно, проведя предварительную работу в 1, 2 и 3 классах по изучению и рисованию формы человеческого лица, носа, губ, глаз, овала лица. К 4 классу процесс зарисовок усложняется изображением лица в три четверти, наклоном головы или поворотом. Обучающиеся знакомы с процессом стилизации, умеют обобщать, передавать типичные признаки отображаемого.

На автопортрет в 4 классе отведено 10 часов аудиторного времени. В процессе рисования ребята создают два эскиза в карандаше с фотографии. Учебное копирование применяется даже в стенах Академии искусств в Санкт-Петербурге. Копирование позволяет детям преодолеть психологический барьер при написании своего портрета. Далее обучающиеся пробуют свои силы в зарисовке автопортрета с помощью зеркал.

Когда выполняются зарисовки готовы, совместно выбирается наиболее удачная и интересная. На листе А3 каждый обучающийся намечает схему для цветового решения композиции.

Обучающиеся самостоятельно выбирают из предложенных карточек схему гармоничного сочетания цветов в зависимости от своих предпочтений (контрастную, нюансную, приглушённую, тёмную или светлую). Подбирают оттенки цвета, смешивая краски.

Когда загрунтованный лист А3 подсохнет, обучающиеся переносят простым карандашом зарисовку с эскиза, выбранного ранее. Далее требуется аккуратность при выполнении линий чёрной гуашью. Небрежно смотрятся слишком толстые, неуклюжие, часто прерывающиеся линии. Дополнить рисунок на тёмном фоне можно линиями белой гуашью. Белая гуашь имитирует блики и освещённую часть портрета.

Можно отметить ряд положительных сторон при рисовании декоративного автопортрета: обучающиеся учатся рисовать портрет в три четверти, голову в наклоне или повороте. Закрепляют свои знания и умения по цветоведению, снимая психологический зажим. При выборе схемы учатся видеть композицию в целом, не дробить на мелкие фрагменты. Совершенствуют умение переносить рисунок с малого на большой формат, сохраняя пропорции, совершенствуют умение работать аккуратно над линией.

Если среди этих положительных моментов, ребёнок испытал «трудности», значит, они и являются для него теми «минусами», над которыми требуется работать. Таким образом, обучающиеся выполняют декоративный автопортрет с интересом, без психологического барьера и смело. Данную декоративную технику я попробовала применить при рисовании цветов с детьми семи лет, и у них получились интересные букеты.

«Декоративное рисование, являясь универсальным инструментом условно декоративного восприятия окружающего мира, обладает образной композицией, тональными и колористическими особенностями, уникальными технологическими приёмами, требует включения в систему профессионального образования всех профилей».

М.О. Ломакин

Декоративный автопортрет. Гемская Н.Ф.

Работы детей по теме «Декоративный автопортрет»

Обновлено: 08.06.2021 — 12:02

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

http://izo-natalka.ru/ © 2018 | Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных