Рисуем в Томске

Художник Наталья Антипьева

О формировании моторно-двигательных умений посредством штрихографии у детей с ОВЗ

Лакшинская Галина Федоровна, преподаватель Тогурского филиала МАУДО «ДШИ» г. Колпашево.

С учётом того, что в последние годы количество детей с ОВЗ увеличивается, перед многими специалистами образовательных учреждений актуален вопрос о поиске новых форм работы с такими детьми.                                                                                                          К сожалению, не все детские образовательные учреждения готовы к таким переменам, так как работа в данном направлении требует необходимых ресурсов. Во-первых, необходимо специальное оборудование, во-вторых, педагоги должны пройти специальное обучение, работая с такими детьми. В-третьих, найти в себе силы и желание взаимодействовать с особыми детьми.                                                                 У многих преподавателей, которые вынуждены работать зачастую без специальной подготовки с этой категорией детей, возникает вопрос: как же правильно построить образовательный процесс и обеспечить полноценное развитие ребёнка особой категории?

В детские образовательные учреждения дети с ОВЗ приходят с разными диагнозами, но в данной работе хотелось бы поговорить о детях с нарушением опорно-двигательного аппарата. На примере конкретного ребенка с диагнозом врождённого ДЦП показать существующую проблему, этапы работы и результаты, которых можно достичь, используя простые методы и приёмы штрихографии.

Цель данной работы: показать, как с помощью простых графических упражнений на занятиях по ИЗО можно помочь детям с ОВЗ: развить точность движений и освоить моторно-двигательные умения, используя простые графические материалы, такие как ватные палочки, различные штампы, трафареты, восковые карандаши, маркеры и т.п.                                                                                                                                                        Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), возраст — 14 лет. В ДШИ на художественное отделение ходит с 7 лет.

Общее описание разнообразных двигательных нарушений, связанных со спецификой самого заболевания:

При попытках того или иного движения у ребенка заметно меняется характер мышечного тонуса. В покое мышцы расслаблены, но при попытках движения тонус мышц рук резко нарастает, пальцы произвольно сгибаются в кулаки, в результате чего страдает целенаправленный захват предметов, происходит общая деформация движений, требующих точной координации; наблюдается нарушение плавности и слаженности мышечного взаимодействия.

При целенаправленных движениях заметен тремор — дрожание конечностей (особенно пальцев рук) и языка.

При выполнении активных движений ребёнку трудно разогнуть согнутые пальцы рук, а при выпрямлении всей руки пальцы разгибаются.

У большинства детей с подобным заболеванием наблюдаются сходные проблемы.                                                                  Как правило, больные дети с такой формой церебрального паралича нервной системы в быту практически полностью зависят от родственников, и как только начинают это осознавать, сильно переживают по этому поводу.                                    Таким детям обязательно нужна социализация в обществе, помощь оказывается через различные виды деятельности с ребенком: игровую, коммуникативную,   познавательно-исследовательскую, изобразительную и т.п., чтобы ребенок научился преодолевать свои эмоциональные зажимы.

Проблема  повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики  и координации движений пальцев рук  не теряет своей актуальности.

В.А. Сухомлинский писал: «… истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев…». Чем больше уверенности и изобразительности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействия руки с орудием труда (ручкой, карандашом), тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума.

В работе с такими детьми решаются следующие задачи:

  • способствовать развитию мелкой моторики и двигательной координации;
  • способствовать формированию произвольности движений и регуляции мышечного тонуса.

На занятиях ИЗО моторно-двигательные умения хорошо развиваются параллельно с усвоением изобразительных навыков. С помощью последовательных упражнений и творческих заданий от простых движений к более сложным закрепляются навыки рисовальных движений руки, что впоследствии позволяет   добиться неплохих результатов в художественно–эстетической деятельности   ребенка.

Для реализации поставленных задач используются разные методы: наглядный, словесный, практический (упражнения), метод «погружения» в учительские функции, методы последовательного выполнения зрительных и графических диктантов, метод использования карандашей, штампов и трафаретов; метод поощрения.                                                                                                                                     Многие их этих методов давно известны педагогам и используются на занятиях, поэтому нет большой необходимости все их объяснять, рассмотрим лишь некоторые из них:

 «Зрительный диктант». На первых этапах ребенок рассматривает готовый орнамент, анализирует его и воспроизводит по памяти, пользуясь заранее заготовленными геометрическими фигурами. Позже может быть предложен другой вариант: создание орнамента под диктовку педагога, который подсказывает, где какие фигуры следует разместить, при этом ничего не показывая. При таком задании ребенок учится определять направление линий и движений руки (сверху, снизу, справа, над, под, между, с краю и т.п.), овладевает умением измерять предметы на глаз (большие, маленькие, одинаковые, равные, половинные).                                           

Практический (упражнения). Графические упражнения на бумаге в клеточку формируют умения «входить в клетку», работать внутри неё, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки.

 Метод «погружения» в учительские функции. Известно, что в результате преподавания  лучше всего обучается сам педагог. Поэтому этот метод предлагается и детям.

1 вариант: ребёнок по собственному усмотрению заполняет клетки, затем «читает» написанное.

2 вариант: ребёнок работает параллельно с педагогом, чертит и одновременно диктует.

После работы с клеткой можно смело давать работу внутри предметных картинок, разделяя их на отдельные зоны.  Такие творческие задания позже позволяют создавать интересные фактурные рисунки и даже целые композиционные картины в стиле «Дудлинг» (в черно-белом и цветном вариантах).

Метод использования карандашей – штампов и трафаретов. Помогает распределять мышечную нагрузку руки, правильно захватывать и удерживать орудие письма и штамповки, т.к. от задействованных мышц – сгибательных и разгибательных — постоянно поступают импульсы в мозг, стимулируя центральную нервную систему, способствуя её развитию.

Вывод: Благодаря правильному подбору игр, упражнений и творческих заданий ребенок  каждый раз  на занятиях может  испытывать новые впечатления, которые шаг за шагом помогают  сформировать мелкомоторные навыки, зрительно-двигательную координацию, пространственное восприятие и произвольность движений, а также добиться неплохих результатов  в художественно-изобразительной деятельности.

Формирование моторно-двигательных умений посредством штрихографии

Обновлено: 07.06.2021 — 07:40

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

http://izo-natalka.ru/ © 2018 | Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных