Лакшинская Галина Федоровна, преподаватель Тогурского филиала МАУДО «ДШИ» г. Колпашево.
С учётом того, что в последние годы количество детей с ОВЗ увеличивается, перед многими специалистами образовательных учреждений актуален вопрос о поиске новых форм работы с такими детьми. К сожалению, не все детские образовательные учреждения готовы к таким переменам, так как работа в данном направлении требует необходимых ресурсов. Во-первых, необходимо специальное оборудование, во-вторых, педагоги должны пройти специальное обучение, работая с такими детьми. В-третьих, найти в себе силы и желание взаимодействовать с особыми детьми. У многих преподавателей, которые вынуждены работать зачастую без специальной подготовки с этой категорией детей, возникает вопрос: как же правильно построить образовательный процесс и обеспечить полноценное развитие ребёнка особой категории?
В детские образовательные учреждения дети с ОВЗ приходят с разными диагнозами, но в данной работе хотелось бы поговорить о детях с нарушением опорно-двигательного аппарата. На примере конкретного ребенка с диагнозом врождённого ДЦП показать существующую проблему, этапы работы и результаты, которых можно достичь, используя простые методы и приёмы штрихографии.
Цель данной работы: показать, как с помощью простых графических упражнений на занятиях по ИЗО можно помочь детям с ОВЗ: развить точность движений и освоить моторно-двигательные умения, используя простые графические материалы, такие как ватные палочки, различные штампы, трафареты, восковые карандаши, маркеры и т.п. Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), возраст — 14 лет. В ДШИ на художественное отделение ходит с 7 лет.
Общее описание разнообразных двигательных нарушений, связанных со спецификой самого заболевания:
При попытках того или иного движения у ребенка заметно меняется характер мышечного тонуса. В покое мышцы расслаблены, но при попытках движения тонус мышц рук резко нарастает, пальцы произвольно сгибаются в кулаки, в результате чего страдает целенаправленный захват предметов, происходит общая деформация движений, требующих точной координации; наблюдается нарушение плавности и слаженности мышечного взаимодействия.
При целенаправленных движениях заметен тремор — дрожание конечностей (особенно пальцев рук) и языка.
При выполнении активных движений ребёнку трудно разогнуть согнутые пальцы рук, а при выпрямлении всей руки пальцы разгибаются.
У большинства детей с подобным заболеванием наблюдаются сходные проблемы. Как правило, больные дети с такой формой церебрального паралича нервной системы в быту практически полностью зависят от родственников, и как только начинают это осознавать, сильно переживают по этому поводу. Таким детям обязательно нужна социализация в обществе, помощь оказывается через различные виды деятельности с ребенком: игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, изобразительную и т.п., чтобы ребенок научился преодолевать свои эмоциональные зажимы.
Проблема повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук не теряет своей актуальности.
В.А. Сухомлинский писал: «… истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев…». Чем больше уверенности и изобразительности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействия руки с орудием труда (ручкой, карандашом), тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума.
В работе с такими детьми решаются следующие задачи:
- способствовать развитию мелкой моторики и двигательной координации;
- способствовать формированию произвольности движений и регуляции мышечного тонуса.
На занятиях ИЗО моторно-двигательные умения хорошо развиваются параллельно с усвоением изобразительных навыков. С помощью последовательных упражнений и творческих заданий от простых движений к более сложным закрепляются навыки рисовальных движений руки, что впоследствии позволяет добиться неплохих результатов в художественно–эстетической деятельности ребенка.
Для реализации поставленных задач используются разные методы: наглядный, словесный, практический (упражнения), метод «погружения» в учительские функции, методы последовательного выполнения зрительных и графических диктантов, метод использования карандашей, штампов и трафаретов; метод поощрения. Многие их этих методов давно известны педагогам и используются на занятиях, поэтому нет большой необходимости все их объяснять, рассмотрим лишь некоторые из них:
«Зрительный диктант». На первых этапах ребенок рассматривает готовый орнамент, анализирует его и воспроизводит по памяти, пользуясь заранее заготовленными геометрическими фигурами. Позже может быть предложен другой вариант: создание орнамента под диктовку педагога, который подсказывает, где какие фигуры следует разместить, при этом ничего не показывая. При таком задании ребенок учится определять направление линий и движений руки (сверху, снизу, справа, над, под, между, с краю и т.п.), овладевает умением измерять предметы на глаз (большие, маленькие, одинаковые, равные, половинные).
Практический (упражнения). Графические упражнения на бумаге в клеточку формируют умения «входить в клетку», работать внутри неё, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки.
Метод «погружения» в учительские функции. Известно, что в результате преподавания лучше всего обучается сам педагог. Поэтому этот метод предлагается и детям.
1 вариант: ребёнок по собственному усмотрению заполняет клетки, затем «читает» написанное.
2 вариант: ребёнок работает параллельно с педагогом, чертит и одновременно диктует.
После работы с клеткой можно смело давать работу внутри предметных картинок, разделяя их на отдельные зоны. Такие творческие задания позже позволяют создавать интересные фактурные рисунки и даже целые композиционные картины в стиле «Дудлинг» (в черно-белом и цветном вариантах).
Метод использования карандашей – штампов и трафаретов. Помогает распределять мышечную нагрузку руки, правильно захватывать и удерживать орудие письма и штамповки, т.к. от задействованных мышц – сгибательных и разгибательных — постоянно поступают импульсы в мозг, стимулируя центральную нервную систему, способствуя её развитию.
Вывод: Благодаря правильному подбору игр, упражнений и творческих заданий ребенок каждый раз на занятиях может испытывать новые впечатления, которые шаг за шагом помогают сформировать мелкомоторные навыки, зрительно-двигательную координацию, пространственное восприятие и произвольность движений, а также добиться неплохих результатов в художественно-изобразительной деятельности.
Формирование моторно-двигательных умений посредством штрихографии