Рисуем в Томске

Художник Наталья Антипьева

Крупа, как средство сенсорного и художественного развития детей с ОВЗ

Эпп Елена Владимировна, педагог дополнительного образования МАДОУ № 79 г. Томска.

В детских садах год от года наблюдается тенденция роста численности детей с ОВЗ. И педагоги постоянно находятся в поиске доступных, полезных и интересных практик для занятий с такими детьми.  Онлайн-обучение рисованию песком, которое проводила питерская художница Мария Баечня, дало возможность использовать новые знания в занятиях с детьми. Обучающиеся, не имеющие дома песка, выполняли домашние задания с помощью манной крупы и кофе. Было принято решение адаптировать эту технику. Рисование крупой намного сложнее, чем песком, особенно при выполнении сложных рисунков. Но ведь не обязательно рисовать что-то сложное.  И можно взять другие крупы. Начались поиски подобного опыта других педагогов.

Оказалось, что наиболее популярны 3 варианта работы с крупой:

  1. Рисование по слою крупы (насыпать крупу на поднос и рисовать по ней пальцем).
  2. Рисование по клеевой поверхности (клеем нанести контур и посыпать его сверху крупой).
  3. Рисование по пластилину (по картону выложить ровный слой пластилина и втыкать в него крупинки).

Не обнаружилось ни одной публикации о том, как рисовать крупой, насыпая ее, как песок. Получающиеся динамичные рисунки, которые можно менять, двигать, превращать всегда привлекали детей.  Так родилась серия занятий для детей с ОВЗ по рисованию крупами.

Какие задачи решает рисование крупами:

  1. Крупа приятна на ощупь, взаимодействие с ней расслабляет, снимает эмоциональное напряжение.
  2. Крупа экологична. Это природный материал.
  3. Работа с крупой развивает мелкую моторику, которая напрямую связана с полноценным развитием речи. Мелкая моторика рук отвечает не только за речь, но и воздействует на важные свойства сознания, такие как внимание, мышление, координация в пространстве, воображение, повышает наблюдательность, тренирует зрительную и двигательную память.
  4. Крупы – это доступный материал, который есть в каждом доме. Для рисования крупами не нужно специальное оборудование.
  5. С помощью круп можно формировать изобразительные навыки.
  6. Рисование крупами развивает креативное мышление.
  7. Рисование крупами одновременно двумя руками развивает межполушарные связи. Это способствует развитию скорости и сообразительности.
  8. Рисование крупами развивает пространственную ориентацию. Ребёнок, выполняя задания педагога с обозначением правой и левой сторон, верха и низа стола лучше запоминает эти ориентиры.
  9. Рисование крупами оказывает влияние на запоминание цифр и букв. Выкладывая их из круп, дети активизируют зрительную и сенсорную память.
  10. Крупа нивелирует страх неудачи. Изображение всегда можно поправить, исправить, начать заново.

Дети с ОВЗ хорошо знакомы с разными крупами. Логопеды давно организуют игры с крупами для развития мелкой моторики рук. А вот рисование крупой – новый для них  вид изобразительной деятельности. Самым простым способом является рисование на поверхности, покрытой крупой. Крупа насыпается на большую тарелку или поднос, и ребёнок на нем рисует одним пальцем или двумя-тремя, или двумя руками одновременно. С этим заданием справляются все дети. Можно рисовать по желанию или по образцу, закреплять правописание букв и цифр.

Второй способ – выкладывание крупы по контуру. Ребёнку предлагается графическое изображение предметов, контур которых он должен выложить крупой. Детям со слабой моторикой, с сильным отставанием в развитии предлагаются простые формы: линия, окружность. А усидчивые дети и дети со сформированными изобразительными навыками могут выкладывать изображения различных предметов.

Третий – самый интересный и художественный способ – это рисование крупой насыпью. Начинать обучение рисованию этим способом следует с простых форм. Насыпать горку из крупы, разравнивать её,  формировать её в круг, превращать в квадрат, делать в середине отверстие. Выкладывать из крупы контуры различных фигур и предметов.

Затем дети обучаются способам рисования: с чего следует начинать, как сделать волнистую линию, как нарисовать цветы, животных и т.д.  В своих рисунках ребята любят использовать бумажные и деревянные шаблоны. Например, к готовому туловищу медвежат (из шаблона) дорисовывают мордочки, к бумажной голове дорисовывают крупой различные причёски.

Какие же крупы подойдут для работы с детьми? Самые удобные, «послушные» для рисования насыпью – это перловая, гречневая, пшенная и рисовая. Манная не подходит, т.к. сильно электризуется. Но для рисования способом «на крупе» подойдёт любая крупа.  Для выкладывания по контуру лучше взять крупу размером побольше. Помимо круп для рисования отлично подходят такие сыпучие материалы, как колотый горох (чтобы не катался по столу), семечки и макаронные изделия.

Рисовать крупой можно на тарелке, на подносе или просто на столе.

Рисование крупой помогает разнообразить изобразительную деятельность. А детям с ОВЗ необходимы новые впечатления, новый сенсорный опыт.  Рисуя крупой, дети развивают мелкую моторику рук, а, значит, и интеллект.  Рисуя крупой, дети получают новые изобразительные навыки.

Рисование крупами рекомендовано воспитателям и родителям, как доступный способ рисования без специальных затрат и подготовки.

Крупа, как средство сенсорного и художественного развития детей

Обновлено: 03.06.2021 — 19:53

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

http://izo-natalka.ru/ © 2018 | Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных