Коррекция эмоциональной сферы детей с ОВЗ посредством правополушарного рисования
Фомина Елена Юрьевна, воспитатель МБДОУ №89 г. Томска
Искусство есть мышление в образах.
Виссарион Белинский
В современном мире ребенок с ОВЗ – это такой же ребенок, как и все дети, только у него есть свои особенности развития, впрочем, как и у всех детей мира.
Если обратиться к научным изданиям, мы увидим, что ОВЗ – это ограниченные возможности здоровья — это нарушения физического и (или) психического развития.
Среди детей с ОВЗ большой процент с нарушением психоэмоционального развития. Зачастую ребенку с ОВЗ присущи такие качества, как:
- быстрая утомляемость;
- низкое внимание;
- низкая самооценка;
- повышенный уровень тревожности;
- неуверенность в своих силах;
- неприятие окружения;
- невысокий фон настроения.
Все это накладывает отпечаток на образовательный процесс. Ребенок не всегда понимает, что от него требует педагог. Поэтому проблему обучения ребенка с ОВЗ эмоциональной саморегуляции считаю очень важной и первостепенной.
Что такое правополушарное рисование?
Лауреат Нобелевской премии Роджер Сперри считал, что полушария головного мозга имеют «функциональную специализацию». Левое отвечает за математические вычисления, логику. У большинства взрослых оно доминирует, так как в обществе принято полагаться на разум, а не на чувства. Правое полушарие — образное, творческое, отвечает за восприятие цвета, сопоставление размеров и перспективы предметов.
Теория доктора Сперри легла в основу метода правополушарного рисования, который в конце 1970-х годов разработала преподаватель искусства, доктор наук Бетти Эдвардс. Работу левого полушария она назвала «Л-режимом», а правого — «П-режимом». Получается правополушарное рисование — это художественное творчество в «П-режиме», когда правое полушарие головного мозга получает главенствующую роль, а активность левого намеренно подавляется.
Подробнее Фомина Е.Ю. Коррекция эмоциональной сферы детей с ОВЗ посредством правополушарного рисования
Спасибо, Елена Юрьевна! А вот Вы написали: «Перед началом занятия вместе выбираем цвет настроения, от которого зависит выбор рисунка»... — меня это заинтересовало, расскажете поподробнее?
Это простая дидактическая игра «Цвет настроения»
Например, если у меня летнее настроение — это может быть жёлтый цвет (цвет песка у реки или жаркое солнце ), зелёный цвет — листья ромашки на поле, сиреневый цвет — цветок у меня в руке и т. д.
У меня это карточки цветовые, с помощью которых ребёнок может поясненить свое настроение. И соответственно это и будут основные цвета фона рисунка.