Клуазонизм — живописный метод, который сложился в творчестве французских художников Эмиля Бернара (1868—1941) и Луи Анкетена (1861—1932) в конце 1880-х. На их полотнах формы упрощены, а плоскостные зоны форсированных цветов разделены тяжелыми контурами, которые усиливают декоративность и воскрешают в памяти готические витражи и перегородчатые Эмали. Цель этого метода не иллюстрирование объективной реальности, а выражение эмоции художника и его внутреннего мира.
Впервые термин «клуазонизм» был введен французским критиком Эдуардом Дюжарденом в статье, дающей оценку работам Луи Анкетена. Дюжарден отмечал в 1888 г., что «художник вычерчивает свой рисунок замкнутыми линиями, накладывает между ними различные цвета, сопоставление которых создает ощущение единого заранее задуманного колорита, так что рисунок почеркивает цвет, а цвет подчеркивает рисунок. Таким образом, работа художника становится похожа перегородчатые эмали и техника сводится к своего рода клуазонизму».
Этот стиль в живописи использует Совков Сергей Михайлович, современный художник, который родился в 1972 г. в трагически и печально известном городе Кыштым, Челябинская область. В 14 лет пошёл в Детскую Художественную школу в Ноябрьске, Тюменская область. В 1997 г. окончил Тольяттинский Государственный Университет, факультет изобразительного искусства. С 1997 г. остался там же преподавать живопись. Живёт в Тольятти. Выработал свой стиль живописи, близкий к клуазонизму (от французского клуазон — перегородка), в нём поверхность полотна строится из отдельных контурированных мазков. Данный стиль или манера перенесена в живопись из прикладного искусства, нравилась Гогену. Стиль близок к «синтетическому» символизму, синтетизму. Техника письма получила название Di Vetro на выставке работ художника в Италии, когда итальянская художница, отметив сходство картин с витражами. предложила это название. Живопись — близкая к клуазонизму, техника Di Vetro, натюрморт, фигуратив. Всмотритесь в картины. Очень интересный и талантливый художник.
В статье представлены его работы в этой технике.
Помимо характерных для клуазонизма линий, одними из главных особенностей здесь играют контрастные цвета, упрощённая прорисовка и минимальная проработка деталей. Клуазонизм относится к области постимпрессионизма и дал начало появление другому жанру синтетизму. В общем и целом, клуазонизм представляется так, что художник сначала рисует контуры объектов на своей картине, причём делает это толстыми линиями и в довольно грубой форме, а затем накладывает внутри этих контуров различные цвета. Контуры и контрастные цвета резко отличают объекты друг от друга. Название новому стилю живописи дал парижский критик Эдуард Дюжарден в статье, где описывал увиденные им картины художника Луи Анкетена. Самыми известными художниками-клуазонистами являются: Поль Гоген, Эмиль Бернар, Луи Анкетен, Поль Серюзье, Клод-Эмиль Шуффенекер, Якоб Меир де Хаан, Ян Веркаде.
Суть данной системы заключается в том, что всё полотно разделяется на несколько плоскостей разного цвета в соответствии с изображаемыми фигурами или предметами. Каждая из этих плоскостей очерчивается причудливо изгибающейся широкой контурной линией, как в эмалях пластинками или в витражах — свинцовыми перегородками (профилем). Главная роль в клуазонизме отводится чистым контрастным цветам, которые придают живописной плоскости особый декоративный эффект, поднимая линию горизонта и разрушая привычную перспективу натурного пространства. Фигуры уплощаются и становятся похожими на тени (Поль Гоген « Видение после проповеди », 1888). Очень близок клуазонизм синтетизму, воспроизводящему тот или иной мотив по памяти или из глубин воображения, а потому не требующему детальной его прорисовки. Впервые термин «клуазонизм» введён французским критиком Эдуардом Дюжарденом в статье, дающей оценку работам Луи Анкетена. Дюжарден отмечал в 1888 году, что «художник вычёрчивает свой рисунок замкнутыми линиями, накладывает между ними различные цвета, сопоставление которых создаёт ощущение единого заранее задуманного колорита, так что рисунок подчёркивает цвет, а цвет подчёркивает рисунок. Таким образом, работа художника становится похожа на перегородчатые эмали и техника сводится к своего рода клуазонизму»
Техника клуазонизма заключается в том, что все фигуры и объекты на картине изображаются в несколько плоскостей разного цвета. Цвета эти контрастны и отличны друг от друга. Они не имеют плавных переходов, а сами фигуры и объекты обведены контурными линиями, которые иногда являются очень толстыми. Таким образом, все объекты, которые должны быть во внимании зрителя, обведены линиями и чётко отделены друг от друга. Это придаёт живописному полотну некую декоративность и может напоминать те же витражи со свинцовыми перегородками или разные формы прикладного искусства, где без обведения объектов линиями невозможно добиться их чёткого выделения.
Клуазонизм (от фр. cloison — перегородка) — термин, перенесённый в живопись из прикладного искусства. Обозначает особую манеру письма, разработанную Эмилем Бернаром и Луи Анкетеном в 1887 году, воспринятую Полем Гогеном и ставшую основой живописного «синтетического» символизма . Суть данной системы заключается в том, что всё полотно разделяется на несколько плоскостей разного цвета в соответствии с изображаемыми фигурами или предметами. Каждая из этих плоскостей очерчивается причудливо изгибающейся широкой контурной линией, как в эмалях пластинками или в витражах — свинцовыми перегородками (профилем). Главная роль в клуазонизме отводится чистым контрастным цветам, которые придают живописной плоскости особый декоративный эффект, поднимая линию горизонта и разрушая привычную перспективу натурного пространства. Фигуры уплощаются и становятся похожими на тени (Поль Гоген « Видение после проповеди », 1888). Очень близок клуазонизм синтетизму, воспроизводящему тот или иной мотив по памяти или из глубин воображения, а потому не требующему детальной его прорисовки.
Благодарю всех за дополнения, хорошо бы указывать источник, откуда это скопировано, или писать свои тексты.