Рисуем в Томске

Художник Наталья Антипьева

Экскурсия в музей, как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников

Лебедева Татьяна Павловна, педагог дополнительного образования МБДОУ № 66 г. Томска

«Экскурсия (от лат. excursio — вылазка, вторжение) — коллективное посещение достопримечательных мест, музеев и прочих мест с учебными или культурно-просветительскими целями».

«Музе́й (от греч. μουσεῖον — Дом Муз) — учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории».

Получается, что экскурсия в музей – это вылазка в Дом Муз – хранилище таинственных для малыша предметов.

На современном этапе музеи предлагают различные формы работы с дошкольной аудиторией и их родителями, предлагают ориентированные на определенный возраст детей маршруты, интерактивные мероприятия, циклы экскурсий. А в нашем небольшом городе достаточно много музеев и интересных культурных мероприятий.

Интерес представляло для нас все, что познакомит ребят с историей, природным миром, культурой родного края.

«Чтоб окунуться в прошлое, не надо
Машину времени, поверь, изобретать.
Переступи порог в музея залы,

И кажется — как будто время вспять».

Лучше один раз увидеть, чем много раз услышать о том, что Томск строился как деревянная крепость, потрогать брусок дерева, превращенный руками краснодеревщика в изящное украшение, и своими глазами увидеть керамическую плитку с динотерием – мифическим хранителем города.

Перед дошкольными образовательными организациями в числе наиважнейших стоят задачи формирования базовой культуры личности ребенка, любви к Родине, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию. Музейная педагогика является одной из форм патриотического, исторического и нравственного воспитания подрастающего поколения. Конечно, выполнение этих задач невозможно без сотрудничества с семьей.

Проводилась работа по вовлечению родителей в деятельность детского сада по нравственно-патриотическому воспитанию через музейную среду. Для детей старшей группы в рамках проекта «Стоит над Томью град старинный…»  были намечены экскурсии в городские музеи в соответствии с возрастными особенностями.

Немецкий учёный Г. Фройденталь сформулировал совокупность требований к проведению занятий в музее, актуальных и сегодня:

— каждое посещение музея – это занятие, и оно должно иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель;

— педагог и дети должны осознавать, что посещение музея – не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему;

— посещать музей нужно после предварительной подготовки;

— следует отказаться от обзорных экскурсий, «как безумно тяжёлых не только для сознания ребёнка, но и взрослого»;

— отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребёнка;

— итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т. д.).

Проводилась работа с родителями и детьми в три этапа:

  1. Подготовительный.

Опрос или анкетирование родителей. Знакомство с направлением работы музея. Беседа о некоторых экспонатах, чтобы заинтересовать ребенка (хочется же своими глазами увидеть Томскую крепость, пушку потрогать). Подготовка пригласительных (открытки, коллективные работы и т.д.).

  1. Посещение музея.

Тема и содержание, форма экскурсии обговаривается с сотрудниками музея заранее. Замечательно, что на данный момент музей очень заинтересован в нашем визите. В процессе экскурсии обязательно вспоминаем о том экспонате, что вызвал интерес у малышей. Подробно его рассматриваем, задаем вопросы. Возможность задать вопрос экскурсоводу родители всегда используют. Зачастую семьей в музеи ходят очень редко. И такие совместные посещения вызывают положительные эмоции и у ребят, и у взрослых.

  1. Заключительный.

После похода в музей непременно полученные знания закрепляется в творческой деятельности, в беседах. Дети рассказывают о том, что запомнилось, что задело. И бывает так, что результат посещения музея совершенно не тот, что ожидал педагог.

Вывод о том, что люди в старину были очень-очень сильные, сделал мальчик, когда познакомился с работой ручной мельницы из камня и попробовал ее в деле. В музее теперь можно трогать экспонаты, не все, конечно. Ну кто откажется, с помощью папы, старинным сверлом сделать отвесите в дереве?!

Искренне ребята расстроились, что деревянная жар-птица оказалась запертой в музее деревянного зодчества, потому что ее дома не существует. Такая красота должна радовать жителей города. Хочется надеяться, что те искорки восторга и большое уважение к мастерам, создавшим деревянные кружева, останутся в сердцах малышей на долгие годы, помогут сберечь рукотворную красоту деревянных памятников Томска.

Экскурсии представляют собой особый вид деятельности, которая дает возможность в естественной обстановке познакомить детей дошкольного возраста с природными, культурными объектами родного города.

Патриотическое воспитание дошкольников с помощью посещения музея позволяет понимать дошкольникам связь между прошлым и будущим, сохранить все ценное, настоящее, в историко-культурном и природном наследии своего города, освоить его и в полной мере использовать для создания своего будущего.

«Ты вспомнишь не страну большую,

Которую изъездил и узнал.

Ты вспомнишь Родину такую,

Которую ты в детстве увидал».  К. Симонов

Работа по вовлечению семьи в пространство детского сада и музейной среды дала свои положительные результаты. С тремя музеями Томска мы познакомились. Ждем результатов анкетирования, чтобы принять решение о завершении или продлении проекта. А музеи города ждут нас и …вас!

Обновлено: 07.06.2021 — 07:43

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

http://izo-natalka.ru/ © 2018 | Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных