Рисуем в Томске

Художник Наталья Антипьева

Акварельные карандаши как эффективное средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Рунькова Ирина Владимировна, воспитатель МАДОУ № 39 г. Томска

Акварельные карандаши появились относительно недавно. По своему внешнему виду акварельные карандаши очень похожи на обычные цветные карандаши, но спектр их применения гораздо шире. Внутри деревянной внешней оболочки прячется яркая сердцевина из спрессованной по специальной технологии акварели, которая и проявляется при рисовании.

Несмотря на то, что акварельные карандаши, равно как и цветные, не имеют показателя жестокости-мягкости, их твердость может варьироваться от производителя к производителю. При выборе нужно учитывать, что мягкая сердцевина размывается гораздо лучше, не оставляя и намека на штрихи и линии, тогда как более твердый грифель рискует не размыться полностью. Однако это не является минусом, и может как раз помочь получить желаемый результат: штрихи, просвечивающие через краску, станут интересным художественным эффектом.

В нашу изостудию были куплены цветные акварельные карандаши нескольких фирм-производителей: ErichKrause, Сонет, Koh-i-Noor, Berlingo.

Акварельные карандаши не имеют возрастного ограничения, подходят для работы с детьми любого возраста. Я в своей работе предлагаю этот материал детям средних, старших и подготовительных групп.

Существует несколько способов работы с акварельными карандашами.

Техника 1: Как и в случае с обычной акварелью, можно сначала нарисовать контур рисунка простым карандашом, а можно рисовать сразу акварельным. В этой технике рисунок должен быть полностью закрашен цветом, прорабатываются все детали и оттенки, а полутона и переходные цвета получаются уже при размытии.

После того, как карандашная основа рисунка готова, можно приступить к размытию акварельных карандашей водой. Размывать рисунок следует от более светлых к более темным тонам, чтобы не получилось «грязи» на изображении.

Техника 2: Следующая техника носит название «по-сырому». Перед тем, как приступить к рисованию, бумагу смачивают водой. Соприкасаясь с мокрой поверхностью, акварельный карандаш будет давать мягкую широкую линию.

Техника 3: Акварельные карандаши можно использовать и как обычную акварель: намочить карандаш водой и взять с его грифеля краску кончиком кисти, а затем наносить на бумагу. Еще можно накрошить при помощи ножа немного грифеля и развести водой. Получится жидкая акварель, которой удобно заливать большие плоскости рисунка, например, фон.

Техника 4: Намочить карандаши водой и рисовать по сухой бумаге. Это даст очень яркие и насыщенные цвета.

Техника 5: Даже самые твердые акварельные карандаши все равно мягче обычных цветных карандашей, поэтому можно использовать такие карандаши вместо обычных цветных.

Подобный вид творчества, безусловно, интересен и привлекателен для детей, так как позволяет создавать поистине необычные, яркие картины.

Итак, выделим несомненные плюсы акварельных карандашей:

  1. Яркость цветов – нет аналогичных по яркости простых цветных карандашей;
  2. В отличии от акварели, проще спланировать результат и поправлять рисунок еще в процессе рисования «по сухому»;
  3. Тонко заточенный акварельный карандаш позволяет уточнить тонкие детали на рисунке акварелью;
  4. Большое количество цветов – не надо смешивать на палитре цвета, чтобы получить оттенок. Или наоборот, накладывая друг на друга штриховку разными карандашами, можно после размывания получить другой равномерный цвет.

На что следует обратить внимание при работе с акварельными карандашами:

  1. Бумагу следует выбирать в зависимости от того, какой планируется рисунок. Для размывания – плотная бумага для акварели, если рисунок будет нарисован просто как цветными карандашами, тогда стоит брать гладкую бумагу плотности 120г/м.кв.
  2. Повторно уже размытые части рисунка не размываются. Но можно немного подправить цвет, при этом учитывая, что чем больше трется кисть по бумаге, тем хуже становится вид бумаги.
  3. Кисть лучше брать мягкую как для акварели, т.к. жесткая с малым количеством воды портит бумагу.
  4. Акварельный карандаш очень плохо стирается с бумаги. Если, все же нужно удалить неудачную линию, то можно аккуратно размыть ее кисточкой с водой и подождать пока высохнет бумага.
  5. Прежде, чем наносить следующий слой цвета, следует подождать полного высыхания бумаги.
  6. Не стоит размывать все цвета сразу – получится грязь. Рисунок лучше размывать по частям: вначале светлые участки, а затем темные, или наоборот, или в любом порядке, но не все вместе.
  7. Рисунок, нарисованный акварельными карандашами без размывания, лучше не трогать мокрыми руками, держать дальше от воды.

При организации изобразительной деятельности с детьми с использованием акварельных карандашей я предпочитаю Технику № 1. Она дает возможность создать для детей эффект «волшебства», «чуда» при размывании штрихов: при смачивании водой цвета рисунка, неожиданно для ребенка, становятся в несколько раз насыщеннее и ярче, что вызывает у детей восторг, восхищение, позитивные эмоции от своей работы.

В качестве примера я хотела бы привести алгоритм поэтапного рисования натюрморта с натуры цветными акварельными карандашами с детьми подготовительной группы.

  1. Рассматриваем с детьми фрукты и ягоды для натюрморта. Обсуждаем форму, размер относительно друг друга, цвет, расположение на рисунке каждого предмета.
  2. На листе акварельной бумаги простым карандашом создаем композицию из фруктов и ягод.
  3. Закрашиваем сначала фрукты и ягоды на первом плане, затем поэтапно объекты на задних планах, после этого – тарелку, а потом уже приступаем к фону, выделяя горизонтальную и вертикальную плоскости. Для большей выразительности используем все цветовые возможности оттенков акварельных карандашей. Штриховку выполняем разными способами, показывая округлую форму и объем предметов.
  4. Изображаем на рисунке светотени и тени от предметов.
  5. Размывку начинаем с более светлых предметов, затем переходим постепенно к более темным, дожидаясь полного высыхания каждого объекта. В последнюю очередь размывается фон (от светлого к темному) и также необходимо дождаться полного высыхания каждого цвета.

Отмечу то, что с детьми среднего возраста (4-5 лет), у которых еще формируются навыки изобразительной деятельности, я также использую акварельные карандаши. Но композиционное решение подбирается проще, а первым этапом становится работа над фоном, на котором, после полного высыхания, дети могут дорисовать предметы.

В старшей группе (5-6 лет) используются оба варианта рисования акварельными карандашами.

Таким образом, акварельные карандаши дают широкие возможности для развития изобразительных навыков и творческих возможностей детей дошкольного возраста. При целенаправленной и систематической работе дети могут достигнуть очень высоких результатов в изобразительной деятельности.

В настоящее время мы работаем над очень интересной темой: рисуем попугаев. Дети сами выбирают вид попугая и его цветовую гамму. Многообразие цветовой палитры акварельных карандашей позволяют каждому ребенку создать свою неповторимую птицу.

Акварельные карандаши как эффективное средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Обновлено: 20.01.2021 — 07:32

8 комментариев

Оставить комментарий
  1. Татьяна Михайловна

    Очень колоритные рисунки!

    1. Спасибо за комментарий!На самом деле мы рисуем акварельными карандашами по одной работе в месяц...Работ было намного больше,чем представлено в моей презентации.Но к сожалению,не всегда удается их сфотографировать,а детям очень важно побыстрее подарить свои рисунки родителям и бабушкам!Мы с детьми рисовали натюрморты с натуры,осенний и зимние пейзажи,сказочных героев...

  2. Ия Юрьевна

    Ирина Владимировна, большое спасибо! Мне очень не хватает материала (информации) по работе акварельными карандашами с дошкольниками от практикующих педагогов. Мы пока рисовали только птиц. Скажите, дети у Вас с удовольствием рисуют акварельными карандашами? Выбирают их самостоятельно из предложенных изобразительных материалов? У меня неохотно, увы. Хотя, понимаю, что это зависит от педагога, и мне не хватает пока опыта в работе с детьми в этой технике. Вопрос есть и по Вашим натюрмортам. Это очень кропотливая, мне кажется, длительная работа — сначала карандашами, потом аккуратная размывка... Сколько по времени ребятишки рисуют такие натюрморты? Как Вам удаётся поддержать интерес детей к продолжению своей работы, если это не одно-два занятия, а больше? Спасибо!!!

    Ответить, конечно, можно и на конференции, если сложно кратко ответить в комментариях.

    1. Ия,спасибо за комментарий и вопросы! Мои дети с огромным удовольствием рисуют цветными акварельными карандашами!После курсов Натальи Николаевны по акварельным карандашам,я сама влюбилась в этот материал и это увлекательное рисование передаю детям.Это такой восторг у детей,когда и без того яркие цвета,становятся еще ярче!Натюрморты мы с подготовишками рисовали два занятия по 30мин:на первом занятии -набросок простым карандашом и часть успели заштриховать акварельными,на втором-заштриховали до конца и сделали размывку.Размывали по отдельным участкам.И пока высыхал один участок,мы размывали на другом...Поэтому и не растекалась краска и все успели сделать.Дети сами теперь просят у меня этот материал,спрашивают:А когда будем акварельными карандашами рисовать?)))Детям средней группы я предлагаю формат А5! Очень сложно заштриховать весь лист полностью,но зато как интересно потом размывать водой!!!

  3. Наталья Николаевна, спасибо Вам за курсы по акварельным карандашам! После них я купила себе несколько пачек разных фирм,потом приобрели в группу (в которой я работаю воспитателем),а сейчас и платные занятия по Изо!Выбор цвет.аквар.карандашей никому не доверила))Поехала сама в Художник и выбрала!Новая фирма Berlingo оказалась самая удачная!Очень качественные карандаши,большая цветовая гамма,яркие цвета,легко размываются и легко точатся!Рекомендую всем! Обязательно буду участвовать в конкурсе «Времена года...» со своей новой работой,выполненной цвет.аквар.карандашами))

    1. Спасибо, Ирина Владимировна, я очень рада, что курсы оказались полезными и дали толчок к таким прекрасным работам и вашему увлечению ими! А уж как вы даете то, что вам нравится, все знают — ребята просто не могут следом за вами не влюбиться ))

  4. Светлана

    Очень понравился доклад и презентация. Все изложено понятным языком и в достаточном объеме, чтобы начать применять технику работы акварельными карандашами. Отдельное спасибо за прекрасный работы. Особенно мне понравились воробьи. Прелесть!!!

    1. Светлана,спасибо за комментарий!На этой неделе мы с детьми дорисуем попугайчиков)))Покажу вам,что получилось!

Добавить комментарий для Татьяна Михайловна Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

http://izo-natalka.ru/ © 2018 | Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных